Модернизировать систему оповещения о ЧС нужно и можно

10 марта 2013 | V.I.P. - Событие

Насколько готовой оказалась существующая в Челябинске система оповещения к чрезвычайной ситуации 15 февраля? Что можно сделать для ее усовершенствования? Эти вопросы обсудили 6 марта участники круглого стола «Оповещение, понимание, помощь», организованного совместно сайтом VIP74 и городской общественной палатой.

За одним столом собрались представители регионального управления МЧС и городских спасателей, администрации города и челябинской думы, компаний «Полет-радио» и «Центр управления проектами», ГТРК «Южный Урал», ученые, представители бизнеса и общественности.
Роман Грибанов, модератор:

— Сегодня мы проводим круглый стол «Оповещение, понимание, помощь», организованный по инициативе VIP74 и городской общественной палаты. Поводом к нему послужила чрезвычайная ситуация, возникшая в Челябинске в области в результате падения метеорита. У войск МЧС есть девиз: «Предотвращение, спасение, помощь». Но 15 февраля на Челябинск рухнул метеорит — и мы все поняли, что предотвращение далеко не всегда актуально. Потому что какие бы усилия ни прилагали власти, МЧС, кто угодно — предотвратить падение небесного тела было не в их силах. Но возникшая чрезвычайная ситуация вскрыла множество недочетов. И один из главных среди них — то, что в течение первых трех-четырех часов жители Челябинска не знали, что же произошло. Можно ли было как-то избежать подобной ситуации? Что еще могли сделать городские власти и специальные службы в этом случае? В том числе для того, чтобы оповестить горожан о случившемся. И логично будет, если начнет наш круглый стол представитель городских властей. Александр Рудольфович, вам слово.

Александр Любимов, заместитель главы администрации Челябинска по городскому хозяйству:

— На мой взгляд, все было сделано. Как совершенно верно отметили позже представители МЧС, сирены в этой ситуации включать было бы неправильно. Это могло привести к панике. Что делали администрация и соответствующие службы? В первый час — занимались разведкой. Ведь никто точно не знал, что произошло. Выяснить это было самой главной задачей. И она была решена в течение часа — это достаточно короткий срок для такого города, как Челябинск. Через час после происшествия глава администрации уже выступил с обращением к горожанам.

Вячеслав Ладонкин, начальник отдела информации и связи с общественностью ГУ МЧС России по Челябинской областью:

— Правильно Александр Рудольфович сказал: мы сделали все. Уже через час прошла пресс-конференция, на сайте ГУ МЧС по Челябинской области был размещен пресс-релиз, который разослали во все СМИ. Радиостанции, телеканалы сработали очень активно. Нужно понимать, что мы не могли дать непроверенную информацию: это привело бы к панике. Кроме того, часто высказывалось мнение, что кто-то прогнозировал эту ситуацию. Собственно, на нем и основываются претензии к нам: почему не предупредили, если знали? Но это не так. Невозможно было спрогнозировать падение болида.

Владимир Бодров, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению иобеспечению безопасности жизнедеятельности населения Челябинской городской думы:

— Не хотел бы давать оценку ни работе администрации, ни работе МЧС. Наверное, пока еще рано. В свое время профессионалы сделают свои выводы. Но когда общаюсь с избирателями, слышу некоторую неудовлетворенность. А что бы произошло, если катаклизм был более серьезным? Если бы произошло разрушение всех средств связи? Ведь на тех же предприятиях люди бросали работу на непрерывном производстве и бежали к детям. Потому что не знали, что случилось, опасаться за детей или нет. Нужно, наверное, было провести какую-то разъяснительную работу. Поэтому я бы не стал говорить, что все прошло так уж хорошо.

Р. Грибанов:

— В военной медицине есть такое понятие — «золотой час»: если раненому солдату оказать помощь в течение часа, его можно спасти. Наверное, в чрезвычайных ситуациях должно существовать понятие «золотые 5 минут». Ведь если упустить эти первые минуты — последствия могут быть очень серьезными. Что можно сделать в первые пять минут после происшествия, чтобы не допустить паники, как-то организовать горожан?

Александр Лунько, начальник отдела связи и оповещения автоматизированной системы управления областного ГУ МЧС по Челябинской области:

— В первые пять минут было сделано очень многое. Но эта информация не дошла до жителей. Действительно, сирены не были запущены. Эта система, вообще, создавалась еще в советское время для оповещения о нападении возможного противника. Но голосовые системы работали. И уже через 14 минут прошло первое стандартное оповещение через объекты всероссийской системы оповещения населения в парках, торговых комплексах. Через 15 минут предупреждение о чрезвычайной ситуации начал транслировать телеканал «Интерсвязь», с которым мы заключили договор о сотрудничестве. После уточнения информации уже были подключены радио и ТВ.
Что касается существующей системы оповещения… Если произвести ее модернизацию, оснастив громкоговорителями для проведения речевого оповещения — конечно, она будет более эффективна. И кстати, в августе прошлого года мы подписали соответствующий договор с администрацией Челябинска. Сейчас готовится проектная документация по модернизации системы оповещения. Напомню и о такой важной составляющей, как радиофикация жилых зданий.

Вячеслав Пахтусов, и.о. главного инженера ГТРК «Южный Урал»:

— Совершенно верно. Оснащение жилых зданий и учреждений системой радиооповещения — обязательное требование. Но это ведь несовременно! У многих из присутствующих здесь сохранились радиоточки? Нашим согражданам больше гаджеты нравятся. Но гаджеты себя показали 15 февраля. А до этого репетиция 15 февраля у нас каждую новогоднюю ночь проходила. В основе системы оповещения населения должно лежать именно оснащение зданий проводной радиосетью.

Ирина Покровская, директор сайта VIP74:

— Кстати, не обязательно даже заводить радиоточку в каждую квартиру. В Москве, например, сейчас тестируют пилотную систему комплексного оповещения, в основе которой лежит оснащение жилых домов громкоговорителями поэтажно. И устанавливается там продукция челябинского предприятия ООО «Полет-радио».

Владислав Орлов, директор ООО «Полет-радио»:

— Да, мы делаем подобные громкоговорители. Причем у нас есть как обычные аппараты, так и более современные, оснащенные термометрами, например. Продаем, в основном, в Москву, Санкт-Петербург. Челябинские строительные организации берут у нас эту продукцию для оснащения магазинов, так как иначе комиссия не примет помещение.

Р. Грибанов:

— А готовы наши строители оснащать поэтажной системой оповещения жилые здания? И кто будет оплачивать это?

Мубариз Исмаилов, директор ООО «Центр управления проектами»:

— Сейчас в соответствии с техническим заданием мы однозначно телефонизируем все квартиры. Поэтажная система оповещения может быть осуществлена дополнительно. Почему нет? Можно завести ее на консьерж-комнату, которыми сейчас мы оснащаем каждый подъезд. Что касается вопроса оплаты, то если перевести затраты на квадратный метр — копейки получатся. Застройщик может сделать это и за счет собственных средств.

А. Лунько:

— Но одними громкоговорителями не обойтись. У нас ведь жители не дома сидят: они работают, учатся… Система должна быть именно комплексной. Сейчас система оповещения включает радиоточки в квартирах, радиоперехват «Радио России». А если на все радиостанции, все телеканалы установить оборудование, которое будет осуществлять перехват и на них всех будут выходить оповещения о чрезвычайной ситуации, если подключить к этой системе интернет — даже тогда мы не сможем охватить всех жителей. Но это уже будет ощутимое большинство.

Николай Дейнеко, заместитель председателя Совета Челябинского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

— Действительно, последние события — наводнение в Крымске, разлив брома в Челябинске, падение метеорита показали, насколько система оповещения о чрезвычайных ситуациях на сегодня несовершенна. Она морально устарела! Напомню, что президент России подписал указ, согласно которому до 1 января 2014 года правительство должно представить проект федеральной комплексной системы оповещения населения. Думаю, мы все — спасатели, общественность, депутаты, ученые — должны разработать свои предложения и вынести их на федеральный уровень. Но начинать нужно с того, что мы признаем: такая проблема существует.

Р. Грибанов:

— Но для решения этой проблемы необходима воля власти. Готовы взять на себя ответственность депутаты городской думы, Владимир Владимирович?

В. Бодров:

— Дело не в ответственности. У нас нет таких полномочий. Потому что это задача федерального уровня. Думаю, основная наша задача, в том числе и задача этого круглого стола, — обратить внимание на проблему. Чтобы ведомства, компетентные в этих вопросах, пересмотрели регламенты, по которым они сейчас работают. Еще раз хочу сказать. Сохраняется очень серьезная озабоченность, порожденная ситуацией 15 февраля. Это не говорит о том, что службы сработали нечетко. Они сработали четко. Но в рамках тех регламентов, которые сейчас существуют. Как оказалось, этого недостаточно. Значит, специалисты должны подумать: какие изменения необходимо внести в документы, регламентирующие действия в чрезвычайных ситуациях.

Р. Грибанов:

— А готовы наши предприятия поставлять компоненты для системы оповещения? Готовы строители их устанавливать?

В. Орлов:

— Это вопрос не столько к нам, сколько к проектировщикам. Если в СниПы будет заложено соответствующее требование, появится потребность в таких системах — будем поставлять.

М. Исмаилов:

— Однозначно должен быть нормативный документ, которым будут пользоваться все. Все остальное просто: проектировщик — запроектирует, строитель — построит.

В. Пахтусов:

— Но еще очень важно, чтобы сами жители не разрушали эту систему. Как это уже было: ну, не нужна мне радиоточка, — и в очередной ремонт — выдрал, а дыру замазал. Здесь одними постановлениями и регламентами не обойтись. Невозможно всех просто заставить их соблюдать. Нужно заинтересовать. Как? А давайте пофантазируем! Государственная программа страхования жилья. Если в квартире стоит радиоточка — она страхуется государством, к примеру, на 100 тысяч рублей. Если установлена противопожарная сигнализация — еще на 100 тысяч. И так далее. Тогда система будет работать.