Не первый раз беседую в качестве журналиста с Егором Ковальчуком и вновь и вновь удивляюсь крайней серьезности этого человека. Отвечает на вопросы лаконично и четко, без цветастых формулировок и двусмысленных эпитетов. Говорит, а будто сам на часы поглядывает, мол, давай, корреспондент, заканчивай свое дело, мне работать пора. Впрочем, учитывая вал дел, свалившихся на г-на Ковальчука, свежеиспеченного министра понять можно — ему сейчас не до раскрытия души перед представителями прессы.
— Егор Викторович, портреты Владимира Путина и Михаила Юревича над вашим рабочим столом уже вы вешали?
— Нет, данные портреты висели еще у моего предшественника. Я оставил их, естественно, ведь это часть определенной корпоративной этики чиновника. А еще мне просто некогда заниматься какими-либо изменениями в кабинете или на рабочем столе.
— Как принимали дела у Владимира Павлова? Серьезное ведь дело — смена министров…
— Не питайте иллюзий, что прием дел нового министра у министра старого проходит в виде какой-то красочной церемонии. Обстоятельства сложились так, что мне не получилось долго пообщаться с предшественником. Поэтому «прием дел» прошел крайне буднично: со своего первого же дня работы в новой должности я сел за проверку документооборота и замкнул на себя всю почту — прочитываю каждое письмо лично и тем самым вникаю в каждую проблему. Я попросил всех сотрудников, которые готовят эти письма подходить лично ко мне и в режиме «вопрос-ответ» пояснять ситуацию.
— Я вижу перед вами на столе стопку документов высотой примерно в 15 сантиметров и с приклеенной сверху бумажкой «срочно». Другая стопка больше в два раза и ее заголовок — «объяснить министру». Когда успеете всё это просмотреть?
— Сегодня, до конца рабочего дня. Радует только одно, что в названных вами стопках лежат папки, а значит количество находящихся в них документов не такое уж и пугающее. Это не архив, это бумаги с делами, возникшие за последние два-три дня. В каждую из них я вникну.
— Вы могли отказать Михаилу Юревичу и не согласиться уходить из городской администрации?
— Не этично обсуждать эту тему. В пятницу мне сделали предложение, а понедельник утром состоялась беседа с губернатором, на которой мы обменялись мнениями о моей предстоящей работе. Поймите, если на таком уровне делается такое предложение, значит, люди хорошо его обдумали, взвесили все «за» и «против», и им виднее, кто и чем в этой ситуации должен заниматься.
— То есть вы, молча, согласились на эту «расстрельную должность»?
— Я не понимаю что это такое — «расстрельная должность». Если вы имеете в виду то, что мне приходится принимать много ответственных решений, достаточно важных и имеющих далеко идущие последствия. Да, это так, министерство, которое я возглавил — очень серьезная организация. Но причем тут «расстрельная должность»? Да, на этом посту за короткий период времени поменялось несколько руководителей. Но это не мои решения и я не вижу смысла комментировать данную тему. И не надо сгущать краски про занимаемую мною должность.
— С чего начнете свою деятельность на новом посту?
— Однозначно с вопросов развития промышленности и привлечения инвестиций, создания новых производств и новых рабочих мест. Губернатором была поставлена главная задача — привлечение инвесторов. Это сегодня важный вопрос, над разрешением которого работает не только одно министерство промышленности, но и вся Челябинская область, все правительство во главе с губернатором. И успех принесет нам совокупность усилий. Но у Минпрома, конечно, здесь ведущая роль, ситуацию с поиском инвесторов мы должны отслеживать ежедневно, постоянно регулировать и направлять, что-то подсказывая коллегам.
— Какие инвесторы предпочтительнее: отечественные или иностранные?
— Нашему ведомству, повторюсь, поставлена задача по организации новых производств путем привлечения инвесторов. К сожалению, российские бизнесмены не готовы работать с длинными инвестициями, а новое производство — это именно длинные инвестиции. Поэтому иностранцы в данном вопросе предпочтительнее. Наша задача — максимально предоставлять информацию о возможных местах по размещению новых производств. И самое главное — мы обязаны устранить административные барьеры, которые нередко возникают при реализации того или иного бизнес-проекта. При организации нового производства инвестору приходится решать массу вопросов по земле и инфраструктуре, получить большое количество лицензий и разрешений. Если этим заниматься в обычном порядке, то времени и ресурсов уйдет очень много. Именно эти сложности отпугивают иностранных инвесторов, для которых особенно непонятны все наши юридические тонкости. Наша задача — сделать вопрос организации производства предельно простым. Пришел человек, сказал — я хочу построить завод, и мы немедленно должны помочь ему изучить рынок, предоставить возможные технические варианты решения его вопроса. Ведь в Челябинской области есть масса предприятий, которые недозагружены, то есть имеющие фактически готовые промышленные площади для возможных новых проектов. Инвестору не придется ничего строить в чистом поле.
— А какие проблемы существуют сегодня у министерства промышленности и как вы намерены с ними бороться?
— Отдам должное предшественникам — они здесь работали хорошо и грамотно. И в деятельности самого министерства как некоей управленческой организационной системы я серьезных проблем пока не вижу. Делопроизводство ведется, сроки соблюдаются, структура сформирована исходя из поставленных задач, и количественно и качественно.
— Однако коллектив работающих вокруг вас сегодня чиновников пережил уход не одного министра. Пугающая тенденция?
— Смысла обсуждать уход моих предшественников я не вижу, буду работать в тех условиях, которые у меня есть, то есть с этим же коллективом. В министерстве поменять команду просто невозможно, да и просто бессмысленно и глупо. Во-первых, для этого должны быть очень серьезные основания, а я их пока не вижу. Во-вторых, министерство — это не коммерческое предприятие, а очень серьезное ведомство, здесь трудятся люди с достаточно узкой специализацией. Это не продавцы и не охранники, которых уволил и новых набрал — очередь стоит. Здесь работают, повторюсь, уникальные специалисты, замена которых нецелесообразна, а подчас просто невозможна.
— Губернатор сделал вам предложение, ему вас и контролировать. Ведь именно Михаил Юревич является вашим начальником?
— Нет, мой непосредственный начальник — это вице-губернатор Иван Феклин. Все основные вопросы, и оперативные, и стратегические, я обсуждаю с ним. Только в случае, если он не сможет ответить на какой-то мой вопрос, я обращусь за советом к губернатору.
— В управлении вашего министерства находятся ГУП «Продкорпорация», ОГУП «Центр технической инвентаризации», ОГУП «Госэкспертиза», ОГУП «Областной фонд имущества». Все эти ведомства в разное время были замешаны в коррупционных скандалах. Как будете бороться с коррупцией?
— Начнем с того, что «Продкорпорация» уже находится в ведении Минсельхоза и это уже принципиально иная организация, нежели та, с которой был связан давний коррупционный скандал. Это касается всех перечисленных вами ГУПов. Изменения произошли, начиная от кадров, заканчивая процессами построения их деятельности. Все «коррупционные скандалы» с этими ГУПами произошли до 2005 года, нынешняя команда управления областью как раз разгребала все последствия коррупционных схем. Тот же Фонд имущества теперь работает лишь по реализации областного имущества через форму аукционов. У нее есть определенные открытые правила, каждое действие зарегулировано и снимается на видео в присутствии огромного количества участников. Разумеется, возможная коррупция — это фактор, с которым приходится считаться. Поэтому я и вникаю в каждый документ, чтобы понять смысл каждого решения, которое выходит из министерства за моей подписью.
— В роли министра и в свете поставленных вам задач, что вы будете требовать от промышленных предприятий Челябинской области?
— Требовать буду успешной и устойчивой работы. Чтобы предприятия выдавали продукцию, платили зарплату, платили налоги, выполняли бы социальные обязательства перед своими коллективами, перед людьми, которые живут рядом с этими предприятиями.
— А если заводы воздух загрязняют?
— Для решения этого вопроса существуют органы федерального контроля.
— То есть ваше ведомство «экологическим шантажом» заниматься не будет?
— Я не понимаю такого понятия «экологический шантаж» в отношении министерства промышленности. От предприятий я стану требовать заниматься экологией ровно столько, сколько написано в действующем законодательстве.
— За бывшим своим ведомством в администрации Челябинска будете следить? Александру Любимову станете давать советы?
— Александр Любимов сам мне массу советов может дать, он в этой сфере подольше моего поработал. Конечно, мне не безразлична работа администрации города, я сам — челябинец, здесь родился, вырос и живу, естественно интересуюсь вопросами управления жизнедеятельностью города. Я из администрации ушел хорошо, у меня там остались друзья, коллеги, которым я звоню, и общения с ними не прерываю.
— Если в поисковой системе набрать ваши имя и фамилию, ссылок найдется немало. В основном это ваши предельно короткие и сугубо деловые комментарии для СМИ по рабочим вопросам. Почему я не смог найти в Сети ни одного развернутого интервью с вами?
— Не понимаю вашего вопроса. А зачем мне стремится давать интервью? С чего вы взяли, что человек обязан выплескивать о себе подробную информацию в информационное пространство. Я не люблю общаться с журналистами. По своей инициативе никогда этого не делаю. Но если у них есть вопросы, которые касаются моей работы, я как чиновник, обязан информировать СМИ. А интервью… У меня нет в них потребности.
— Промышленный кризис в Челябинской области — это миф или реальность?
— А при чем тут Челябинская область? Ваш вопрос неправильно сформулирован, если говорить о росте или упадке промышленности, то рассматривать этот вопрос нужно в масштабе всей страны. В отдельно взятом регионе промышленного кризиса не бывает, это следствие всей федеральной промышленной политики. Да, есть регионы, которые по некоторым показателям выглядят лучше, чем наша область. Но если внимательно посмотреть на лидеров, то видно, что их промышленный рост — это следствие, буквально, одного или двух рывков промышленных гигантов, чаще всего иностранных. Та же Калужская область получила лидирующие показатели за счет лишь прихода в этот регион концерна «Фольксваген». А если сравнить остальные показатели, то наша область смотрится более выигрышно.
— Егор Викторович, у вас ровная и стабильная карьера, которая уверенно идет вверх: от банковского работника до министра. В чем секрет вашего успеха?
— Опять не очень понимаю вашего вопроса… Я просто делаю то, что нужно с определенным качеством. На результаты моего труда мне не наплевать, эффективность моей работы мне не безразлична. Ко всем рабочим вопросам я подхожу последовательно и системно, стараюсь слушать людей, учусь с ними общаться. И деятельность в должности руководителя министерства я начал с того, что уяснил четкое понимание своих задач и задач всех моих подчиненных. Под выполнением этих задач должна появиться необходимая структура, в которой каждый человек должен знать, что от него требуется. Естественно, нежен контроль. Все, что я вам рассказываю, написано в любом учебнике по менеджменту и никакого собственного «секрета успеха» у меня просто нет.
— Вы одиночка или у вас есть своя команда?
— Со мной в министерство пришли несколько людей, с которыми я работаю еще со времени руководства МУП «Водоканал». Это референт, секретарь, водитель, вот и все. С остальными всегда можно договориться.
— Какие планы на ближайшую неделю?
— Я планирую заниматься тем же самым, то есть текущими делами. Для того чтобы полностью вникнуть в работу, мне потребуется от трех до шести месяцев, то есть через это время я могу сказать, что я понимаю всю суть происходящего в министерстве. Так что мои ближайшие планы просты — это вхождение в должность.
Фото Миша Волнорез