20.10.2011 | Куклев Сергей |
На днях челябинская делегация вернулась из поездки в Америку. Правительство области и мэрия перелетели океан с одной простой целью: привлечь иностранный капитал на Южный Урал. Выполнена или нет эта задача — узнаем довольно скоро, во время ответного визита американцев к нам. Однако какие-то выводы можно сделать уже сейчас. Глава Челябинска Станислав Мошаров, по его же собственным словам, много почерпнул во время поездки. Что именно, вы узнаете из эксклюзивного интервью VIP74.ru
— Станислав Иванович, для разминки. Вам вообще Америка нравится как страна?
— Я был там в первый раз, поэтому не могу сказать ォнравится — не нравитсяサ. Я могу просто проанализировать то, что я увидел. Возможно, я увидел мало, потому что первой задачей было все-таки участие в переговорах с потенциальными инвесторами, но и муниципальное устройство я тоже успел рассмотреть. Мне было интересно, как живут города-миллионники,
— Я правильно понимаю, что размер американского города не определяет скудность его инфраструктуры?
— Это больше зависит от его географического положения. Например, Сан-Франциско. Температура и зимой, и летом одинаковая — как на овощной базе. Там просто поддерживать инфраструктуру. Пока едешь из аэропорта, проезжаешь пять городов-спутников. Границ не видно, хотя это разные муниципалитеты с разными бюджетами. Тем не менее, они самодостаточны.
— Как Челябинск и Копейск?
— Да, даже ближе.
— Что вас удивило?
— С удивлением мы узнали, что в местных бюджетах имеются большие проблемы. Они дефицитные. Поэтому во многих городах по этой причине не ремонтируются дороги и тротуары, например. Много уходит на ォсоциалкуサ, а вот на хозяйство денег мало остается. Хотя, конечно, муниципалитеты расставляют приоритеты по-разному. Чикаго лет 20 назад был, как говорят, грязным городом. Сейчас — за счет личной воли мэра — Чикаго — довольно ухоженный город. Очень много газонов, видно, что этим занимаются системно, причем я видел одну картину: возле одного банка какие-то люди попытались сфотографироваться, встав на газон. Вышел охранник и согнал их, потому что эта территория закреплена за ними. Порядок нужен. Рядом фотографируйтесь, но не портите. Не представляю себе, чтобы в Челябинске кто-то вышел из дверей учреждения и запретил портить имущество. Хотя в этом году занялись газонами серьезно, так нам и хотелось. Та же разделительная полоса на проспекте Ленина трижды обновлялась композиционно. Четырежды меняли осветительные приборы, потому что очень интересно их кому-то попинать было. Разница вот в чем: в Америке я увидел, что прилегающая к офису территория закреплена за собственником законодательно. В Челябинске… Вот взять, например, скверик на улице Володарского, за пединститутом… В жилом доме на первом этаже расположены дорогие магазины, туристическое агентство, юридическая контора. Но их сотрудникам все равно, что происходит за порогом офиса. Я не понимаю руководителя фирмы, у которой возле входа стоит урна, из которой вываливаются бутылки. Я в такую контору не пойду. Мне кажется, что сегодня муниципалитет создает вполне приличные условия для того, чтобы поддерживать бизнес в центре города. Но и бизнес, в таком случае, должен взять на себя обязательства по поддержанию чистоты прилегающих территорий.
— То есть, заставлять собственников?
— Мы все понимаем, что город должен быть привлекателен, раз уж мы хотим завести сюда инвесторов. Поэтому собственники зданий на ォгостевом маршрутеサ должны отнестись к фасадам соответственно. Сейчас многие американские компании заинтересованно смотрят на наш регион. Готовится ответный визит в Челябинск. Инвесторы должны увидеть ухоженный город. Хотя, в принципе, мы сейчас не разрабатываем особую программу посещения. Нам не стыдно.
— Возвращаясь к теме чистоты… Окурки на тротуаре в Америке валяются?
— Не могу сказать, что все идеально чисто. Но чище, чем у нас. Штрафы большие, не говоря уже о том, что по всей Америке идет борьба с курением. Хотя, конечно, курят везде, но окурки не бросают. У нас ситуация обратная. Мы тратим огромные средства для поддержания в чистоте улиц, но можно увидеть, как из окна дорогущего автомобиля кто-то выбрасывает пачку из-под сигарет или банановую кожуру. Эти люди не понимают, что они тоже тратят свои деньги — в виде налогов — на уборку. В этом году начали свою работу административные комиссии. Более того, губернатор Михаил Юревич пошел на то, чтобы оставлять ォштрафныеサ деньги в бюджете города. Стимул есть, но система взимания штрафа не совершенна. Взять проблему неправильных парковок или расклеенных по городу несанкционированных объявлений… Да мы не имеем права оштрафовать человека по адресу или телефону, указанным в объявлении. Это мы можем сделать только в момент расклейки объявлений, и то с поличным его может ォвзятьサ только группа из представителя отдела внутренних дел и представителя административной комиссии. Это не реально. Инструменты в руках у нас есть, надо просто заставить их работать эффективней.
— Говоря о бюджете… Как строится бюджет американского города?
— Нам всех секретов не раскрыли. Но бюджеты дефицитные. В Чикаго дефицит — несколько сотен миллионов долларов.
— При общем бюджете…
— А вот этого нам и не сказали…
— Я правильно понимаю, что федеральной поддержки у муниципалитетов почти нет?
— Есть. Но она зависит от многих факторов. Например, разрешает какой-то штат употреблять спиртное не с 21 года, а с 18 лет — все, дорогу здесь за федеральный счет не построят, потому что бюджет имеет еще одну статью доходов. Штрафы тоже гарантируют поступления в бюджет. Скажем, штраф за неправильную парковку — 200 долларов, а сутки аренды стояночного места — 25 долларов. При этом тот, кто запарковался неправильно, точно знает, что ему придется заплатить… Простая арифметика: что меньше 25 или 200? Что у нас? Эвакуация автотранспорта производится за счет муниципалитета, и первые сутки штрафстоянки оплачиваем тоже мы. То есть понятно, что мы не можем ォбухнутьサ громадные деньги, чтобы тотально решить проблему. Очищаем конкретные улицы, не больше. Сейчас взялись за улицу Энтузиастов. Но системы нет. И нет парковок. Надо работать над этим… Та же Энтузиастов… Расширили ее, и что? Было две полосы, стало четыре, но первые полосы занимают остановившиеся автомобили. Получается, что ничего не выиграли…
— Ну а вы вели в Америке какой-то личный блокнот: это вот бы стоило применить, а вот это у нас лучше?
— Нет, мы, в основном, обменивались мнениями с губернатором, вы же знаете, как он трепетно относится к Челябинску… В этой поездке как раз родились соображения о переделке фасадов зданий в центре города. Знаете, в том же Чикаго есть небоскребы, построенные недавно, и есть здания начала прошлого века. Удивительно, насколько они архитектурно гармонируют… У нас в лучшем случае имеет место стилизация, причем не лучшего качества. В худшем — мы имеем кирпичные вставки. Мало кто думает о том, какой город достанется его потомкам. Мало кто думает о прекрасном, во главе угла коммерческий интерес.
— Хорошо. Но о прекрасном можно думать именно тогда, когда соблюден интерес коммерческий. Так?
— Да. И многие инвесторы, видя отношение губернатора, готовы зайти к нам. Скоро американцы построят производство на тысячу рабочих мест. Им предоставят место в городской черте. Но это будет ォчистоеサ производство. Мы провели много переговоров, и многих ждем в Челябинске. Сейчас ォКатерпиллерサ рассматривает открытие своего дивизиона на мощностях ЧТЗ. Очень важна поддержка властей. Одно дело, когда говорит собственник бизнеса, другое — когда о намерениях заявляют власти.
— То есть инвесторы все-таки опасаются?
— Конечно. Мировой рынок предлагает разные условия. Тот же Китай предложит инвестору и площадку, и подъезды, и цветы у входа. Мы берем другим — огромным рынком сбыта: Россия, Казахстан, Белоруссия. Риск есть, но тот, кто зайдет на него, получит привилегии.
— Станислав Иванович, философский вопрос… Где все-таки лучше? У них или у нас?
— За последние пять лет сделано очень много, чтобы Челябинск стал городом, в котором удобно жить. Я говорю и о ォдорожной революцииサ, и о программе по ремонту дворов, и об обеспечении подъездов к больницам и детским садам, о наружном освещении, об озеленении. О целевых программах, принятых для того, чтобы было удобно жить. Когда красиво, светло и чисто, когда ты можешь доехать от дома до работы без пробок, а возвращаясь, можешь спокойно пройти по улице, не опасаясь нападения криминальных элементов, наверное — это то самое удобство, к которому нужно стремиться. Очень важно, чтобы условия, которые мы создаем, поддерживались жителями. Чтобы бросить мусор на улице стало зазорно. Для этого всего-то нужно — научиться жить в чистоте.
Куклев Сергей …еще материалы этого автора