Социальные пласты | Политика

09 сентября 2011 | Политика

17.08.2011 | Куклев Сергей |

…Губернатор Михаил Юревич шел в резиновых сапогах по золоту. Под ногами хлюпала жидкая грязь. Вокруг выли, как гигантские пылесосы, воздушные рукава. Воздух был вязок и душен. Над головой — 750 метров скальной породы. Новенькую спецовку обжимает ремень с аккумулятором. На плече висит «самоспас». Свежую прическу чуть портит каска с шахтерским фонарем, глаза слепят прожекторы видеокамер и вспышка фотоаппарата. О чем думал губернатор в этот момент, мне неведомо, журналистов не пустили вслед за Юревичем в шахту ГК «Южуралзолото» в Пласте, куда он приехал с очередным своим визитом по области. Может быть, Михаил Валериевич напевал про себя «Не счесть алмазов пламенных в пещерах каменных…», а может, размышлял о включении Челябинской области в реестр крупнейших мировых золотодобывающих регионов. Если мы по черному металлу чуть ли не впереди планеты, почему бы и в золотые лидеры не выбиться…

Пока о таком рейтинге Южному Уралу можно только мечтать, хотя «Южуралзолото» и занимает шестое место среди российских золотодобывающих компаний. По словам и.о. управляющего директора предприятия Романа Бергера, в прошлом году было добыто 3786 килограммов золота. А руды пришлось перемолоть почти 4700 тысячи тонн. Мощность жилы составляет в лучшем случае 2,5 грамма на тонну. Вроде бы и не сильно рентабельно, но за последние три года цена на золото поднялась в несколько раз. Богатых месторождений наоборот стало меньше, так что даже такие малорентабельные шахты, как в Пласте, сегодня в фаворе. Пока губернатору рассказывали о тонкостях золотодобычи, журналистов кормили в заводской столовой. Все стандартно — макароны (не «Макфа» ли?), пюре, гречка, котлетка, курица, солянка — но достаточно дешево и вкусно. На столах — красный перец и таблички «Стол для сотрудников в чистой одежде». А что вы хотели? Чтобы басовитая женщина из ЗАГСа подала брачующимся блюдце с кольцами, нужно пару тонн грязи из-под земли вытащить…

После шахты Юревич отправился в святая святых — плавильный цех. Пройдя узкими коридорами, мимо гигантских мельниц, где порода превращается в прах, через двойные стальные двери с охранником, мы оказались в небольшой комнатке с электродной печью. Там двое рабочих, вспотевших от жара, выливали из печного устья струю цвета солнца. Делегация притихла. Перед губернатором «накрыли» стол, на котором расположился годовой бюджет небольшого африканского государства — десять желтых чушек килограммов по шесть каждая. Будущее Пласта, где каждый третий работает на «Южуралзолоте» или так или иначе зависит от него.

– Не так давно шахты были подготовлены к затоплению, – рассказал потом Юревич (если быть точным, в 1997 году, когда предприятие находилось в процессе банкротства — Авт.). — Для Пласта это означало бы масштабное переселение людей. Но пришел хороший ответственный собственник и поднял производство.

Потом в конференц-зале губернатору показали карту рудников «ЮГК», а он поделился планами поездки в Варненский район, где собирается заложить символический камень на месте нового золотого производства. Пока Михаил Валериевич рассматривал карту, в зал, таясь, внесли лопату. Судя по цвету и весу, сделанную если не из золота, то точно из свинца. Журналистов, операторов и даже «придворного» фотографа Анатолия Колющенко жестами попросили удалиться. Стоя на улице, мы увидели эту лопату снова, но уже завернутой в бумагу. Ее уносили вглубь губернаторского кортежа. Может, и вправду золотая…

Следующий пункт пластовского вояжа Юревича — стадион «Труд». Естественно, строится он по программе «Добрых дел». В феврале 2012 года тут планируется провести зимнюю областную олимпиаду.

– У нас тут даже трасса для роллеров есть, полтора километра длиной, – похвасталось должностное лицо.

– Полтора? – изумился губернатор. – Даже в Челябинске такой нет. Только заасфальтируем дорожку, а по ней не роллеры ездят, а пенсионеры гуляют.

Шутка показалась Юревичу удачной, и он рассмеялся. Должностное лицо, видя хорошее настроение начальства, попыталось выпросить денег на строительство еще и хоккейной коробки, дескать, с Владимиром Мякушем этот вопрос уже решен, но глава региона на этот раз обещать ничего не стал. В Пласте хватает дворовых коробок, а строить еще одну… Так можно весь бюджет профукать. Тем более, что челябинские хоккеисты все как один выросли именно во дворах…

– Михаил Валериевич, – раздался восторженный крик во дворе дома на улице Строителей. – Меня зовут Мария Петровна. Я живу 72 года, но до сих пор такой красоты не видела.

Через кольцо охраны и журналистов к губернатору протиснулась старушка, одна из счастливцев, получивших квартиру по программе переселения из ветхо-аварийного жилья. Здесь Юревичу предстояло вручать ключи новым переселенцам. Заодно он решил поговорить с народом.

– Дороги, смотрю, у вас строят? – строго спросил он у женщины в халате на втором этаже.

– Строят, – ответила она.

– Но надо бы еще и тротуары облагородить, – еще строже заметил губернатор и пошел в подъезд, где его ожидала молодая семейная пара и коробка с ключами.

Женщина согласно закивала, а кто-то в костюме начальника погрозил снизу ей пальцем: «Смотри, лишнего не наговори!»

– Ща-а-ас! – безразлично отозвалась пластовчанка со второго этажа.

Конечным пунктом визита губернатора стал «Дом ветеранов». Ну что сказать, общежитие как общежитие. Только здесь нет детских колясок под лестницей, и пеленки в коридоре не висят. Старушки торопились суетливо похвалить администрацию «Дома…» за регулярные чаепития и человеческое отношения, а заодно задать Юревичу стандартный вопрос про растущие цены. Губернатор постарался объяснить всю сложность товарно-денежных отношений «на пальцах».

– Вот сколько надо вложить, чтобы вырастить свинку или корову? – риторически спрашивал он и отвечал сам себе. – Много. Корм привезти, мясо отвезти, это все транспортные расходы. Топливо дорожает, а с ним все остальное. Но не беспокойтесь, цены на сельхозпродукцию в этом году не подрастут. Урожай был хороший, не то, что несколько лет до этого. А картошка вообще должна в цене упасть, очень много накопали.

Бабушки кивали головами в теплых платках и вздыхали…

На улицу выбралось практически все ходячее население «Дома ветеранов». Пьяненький дед стрельнул у меня сигарету и отправился позировать перед телекамерами. В палисаднике совсем уже бурая вишня, которую никто не собирает, склонилась перед главой региона. Наглый шмель чуть не сел на плечо телохранителя. Михаил Юревич говорил про цену на золото, отчисления из бюджета на строительство дорог и повышение пенсий. За спинами журналистов столпились обитатели «богадельни». Ловя одним ухом слова губернатора, другим я услышал лаконичное изложение проблемы любой власти в народном понимании.

– А чего он приехал-то? – громко спросила тугая на ухо бабулька у своей товарки.

– Так ему ж не говорят, как люди живут. Вот и приехал сам посмотреть, – отвечала та, не понимая, насколько близка к истине.

Над Пластом опускалось Солнце, освещая картину классического социального среза: власть-СМИ-народ… 

фото — пресс-служба Губернатора Челябинской области

Куклев Сергей …еще материалы этого автора