Сити-менеджер Сергей Давыдов проехал на несуществующем трамвайном маршруте и пообщался с горожанами.
Сегодня ранним утром Сергей Викторович покинул свой кабинет в мэрии и отправился в народ. Народ, надо сказать, ждал встречи и отогревался в специально подготовленном трамвае. Столь необычное место для произнесения спичей сити-менеджер выбрал не случайно. 18 января исполняется 80 лет со дня пуска первого челябинского трамвая.
Место действия: остановка «Теплотехнический институт». Пассажиры не могли не заметить странные перебои в расписании движения. Трамваи то шли пачками, то надолго застревали на светофорах. И все для того, чтобы в 10 часов 30 минут, мигая лампочками на табло, подкатил отремонтированный вагон несуществующего маршрута 74. Мне показалось, что логичнее было бы пустить на линию 80-ку, но администрации Челябинска виднее. Давыдов со свитой вошел внутрь. Вагоновожатый в белой рубашке и строгом блейзере передвинул рычаг в положение «ход». Тронулись.
— А где кондуктор? — строго спросил сити-менеджер, залезая рукой в карман с явным желанием расплатиться.
— Где кондуктор? — отчаянно зашевелились сопровождающие, и даже охранник Давыдова повернул глыбу головы в сторону.
Кондуктора не было. Сергей Викторович нахмурился и повернулся к пассажирам. На их лицах читалось понимание и невозможность помочь. Две бабушки на сиденье, что у средней двери, начали задавать вопросы. Касались они, как вы сами понимаете, вовсе не скользкой темы возвращающейся выборности мэров и губернаторов, обозначенной главным федеральным тандемом, а нововведений в систему функционирования общественного транспорта. Какого рожна, например, кондукторы начнут продавать не честные билеты, пусть и без счастливого сочетания цифр, а пластиковые карточки, и чем это грозит.
Видно было, что Давыдов сел на любимого конька. С явным удовольствием и блистая выверенными данными, сити-менеджер дуэтом с начальником управления транспорта городской администрации Камилем Маматказиным рассказал, что да, карточки появятся, но сделано будет это исключительно ради блага людей и пополнения городской казны. Недовольны останутся только не чистые на руку кондукторы.
— Я против того, чтобы муниципалитет платил за общественный транспорт. А с введением карточной системы наши сборы повысились на 30 процентов, — сказал городской голова.
Я, было, задумался, откуда же взялись эти самые 30 процентов, но знающие люди поведали, что кондукторы, оказывается, «банчат» левыми билетами и имеют неплохой навар. Как раз эту самую треть сборов.
Кстати, о кондукторах. Не успели мы проехать пару остановок, как двери открылись и в салон вошла кто? Правильно — кондуктор. Барышня со слегка помятым лицом явно была найдена второпях. Хмуро зашла, хмуро выслушала заказ от Сергея Викторовича. «Нам 35 билетов», — веско проговорил он, потрясая «пятисоткой». Пока из ручного терминала барышни тянулся длинный язык талонов, Давыдов заметил:
— Быстро как… А раньше со старыми терминалами, поди, мучиться приходилось?
— Я второй день работаю, — отрезала кондуктор.
Давыдов не растерялся.
— Ну, зато на второй день работы — и сразу в праздничный трамвай! — комплиментарно поставил он точку в диалоге.
Далее выяснилось, что студенты получат скидку на проезд (вопрос задали, соответственно, студенты), а кататься по городу можно будет круглосуточно и почти бесплатно. Такие идеи должны вот-вот реализоваться. Например, можно будет купить билет на 24 часа и превратить общественный транспорт в некое подобие гостиничного номера на колесах. Или купить карточку за 500 или 700 рублей и ездить не за 10, а за 8 рублей. Камиль Маматказин рассказал, что, возможно, даже копейские маршруты, на которых наблюдается немалое количество челябинцев, будут скидочными. Осталось только заключить договора с копейским автопредприятием. Ах да, чуть не забыл. Карточкой можно расплатиться не только в трамвае, но и в троллейбусе, и в автобусе. Не примут ее только смуглые гастарбайтеры, сидящие за рулем адских «Газелей». Даже если карточка будет потеряна, ее всегда можно будет заблокировать и восстановить по уникальному номеру. Хотя это, конечно, не решит проблему воровства 700-рублевого «пластика». Сдается мне, такие факты будут иметь место. Мало ли у нас воров, которым в детстве не давали вдоволь покататься на общественном транспорте…
К слову, о счастливых билетах. Конечно, сейчас нельзя съесть чек, который выдает вам кондуктор. На нем просто нет искомого цифрового сочетания. Зато каждые два месяца билеты будут участвовать в лотерее с призами. Можете выиграть велосипед или, предположим, надувную лодку. Впрочем, ответственность за реализацию этого начинания я перекладываю на плечи начальника городского транспорта…
Пока Сергей Викторович давал интервью для телеканалов, я тихонько спросил у пассажиров: «А вы-то откуда взялись?» «Мы из отделения дневного пребывания больницы №… К нам пришли и предложили покататься на новом трамвае. Мы согласились», — ответствовали мне две старушки. «К нам в ЮУрГУ подошли из профкома и попросили проехаться с мэром», — смущенно поведали студенты.
В общем, как и ожидалось, налицо была «постановка» из серии «Власть и народ». Трамвай номер 74, чистый до безобразия салон, езда без остановок, телекамеры и диктофоны, пассажиры со специально подготовленными вопросами, водитель в накрахмаленной рубашке… И только кондуктор со следами вчерашнего порока на лице была настоящей. К сожалению, этот истинный представитель народа остался безучастным к выходу власти к нему.