28.09.2011 | Куклев Сергей |
Ну вот и что мы имеем в сухом остатке? Танки, самолеты, вертолеты, боевиков, спецвойска и приличный спецпаек в пресс-палатке. Это я об учениях «Центр ― 2011», которые прошли под Чебаркулем и призваны были продемонстрировать мощь и слаженность. Еще мы имеем полную неясность, что за человек посетил их. Я попытаюсь ответить на этот вопрос.
До последней секунды было непонятно, приехал ли на учения действующий президент РФ Дмитрий Медведев. Для журналистов день начался с досмотра сумок в гостинице «Малахит» в 6:45. И судя по тщательности досмотра вроде бы было понятно, что первому лицу государства ― если уж оно приедет ― ничего грозить не может. Фотографы показывали на просвет свои объективы, я открыл термос с чаем и дал понюхать. Полоний в моем крепчайшем чае с лимоном и сахаром обнаружен не был. Путь открыт.
В автобусе мирно спали журналисты из федеральных изданий. Оказалось, что в этот раз существует «черный» и «белый» списки представителей СМИ. Я думаю, вы уже догадались, что я, как и большинство региональных коллег, попал в «черный». С одной стороны, это было досадно, с другой ― никто не помешал мне фотографировать президента с расстояния протянутой руки.
Через полтора часа мы оказались на танковом полигоне под Чебаркулем. На нем проходили учения ШОС, Шанхайской организации сотрудничества, куда Россия примкнула с целью создать альтернативу альянсу НАТО. И в тот, и в этот раз было весело и по одному и тому же сценарию. Условную деревню, которую было прекрасно видно с штабной горки, захватили условные боевики. Из динамиков штаба доносились условные переговоры.
— Шамиль, — говорил голос с кавказским акцентом, — заходи с южной стороны деревни…
— Имею предложение накрыть огневой мощью расположение противника, — вторил ему бодрый лейтенантский тенор.
— Разрешаю, — отвечал генеральский баритон.
Ну а дальше микояновские штурмовики раскидывали тепловую защиту и пролетали на бреющем над «поселком». Крылатые машины из АКБ Сухого бомбили окрестный лесок. В бинокль было видно, что ни одно дерево не пострадало, а значит защитникам Химкинского леса работы здесь не было бы.
— Товарищ Верховный главнокомандующий, — вдруг донесли динамики. — Докладываю: вооруженные бандформирования численностью… Захватили… Требования…
Я слегка сжался. Главнокомандующий… Приезд президента произошел неожиданно и незаметно. Как его упустил? Ведь стоял на смотровой площадке и глаз не отрывал от взлетного поля, куда до этого приземлился вертолет губернатора Челябинской области Михаила Юревича…
Раз пять голос из штабной вышки сообщал, что колонна автомобилей боевиков заходит то с восточного, то с южного края атакуемого поселка. Каждый раз ее успешно накрывали «Грады» и расстреливали из пушек вертолеты Ка-50 и Ка-52. Создалось ощущение, что враги плодятся прямо внутри УАЗиков. Но таков сценарий учений. Мне не осталась понятной, разве что, задумка, по которой боевики говорили с кавказским акцентом. Впору говорить о ксенофобии и разжигании межнациональной розни. Видимо, это те самые флажки, ведущие в будущее. В будущее, где враги через фразу говорят «Аллаху акбар». Мне такая ситуация неприятна, надеюсь, что авторы сценария имели в виду наиболее одиозное крыло «Аль-Каиды», а не парней из Нальчика, замусоривших свои головы идеями о священной войне с неверными…
Долго ли коротко ли, но условные враги были уничтожены. Лоск навел десант, эффектно выпрыгнувший из «Антеев». Запомнился лишь один персонаж: солдат попал в восходящий поток и минут 20 висел над полем. В бинокль было видно, что ход событий его не радует. Он сучил ногами и дергал управляющие стропы парашюта. К счастью, оптический прибор не донес до меня звуки, которыми бедолага комментировал свое положение.
….Потом была пресс-конференция. Не для нас, разумеется, мы же в «черном» списке, помните? Региональщики стояли в пресс-палатке и кушали канапе. Спиртное тоже было, если вам интересно. Граммов по 100 на человека. «Фронтовые»… Я вышел покурить и заметил небольшую сутолоку у автожиров, которые по совершенно непонятной причине стояли на стоянке штабной горы. Заинтересовавшись, подошел и увидел курчавую голову и коричневую куртку на подтянутом человеке. Им оказался президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Мне показалось, что он был счастлив, как мальчишка, впервые в жизни запускающий мотор авиамодели. Медведев улыбался и шутил. Он сел в автожир и взялся за штурвал. Ему объяснили, что это ― самое безопасное транспортное средство для перемещения по воздуху, потому что даже с выключенным двигателем автожир способен приземлиться на авторотации.
— Пожалуйста, отойдите на шаг назад, президент ведь смотрит… — тяжелая рука телохранителя опустилась на мое плечо. Я оглянулся и заметил, что Дмитрий Анатольевич действительно пытается разглядеть взлетающий аппарат.
К слову сказать, вблизи президент РФ выглядит гораздо лучше, чем на экране телевизора и официальных фотографиях. С учетом рокировки, прошедшей 24 сентября, при плохой игре Медведев держит хорошую мину. Судя по всему, это был его последний визит, где он мог почувствовать себя Верховным главнокомандующим. Я намеренно не привожу цитат Дмитрия Анатольевича. Это были восклицания превосходного порядка. Ему все понравилось. Мне ― тоже. Более всего впечатлило спокойное достоинство, с которым человек, публично сливший верховный пост, держится перед камерами тележурналистов. Легкое омерзение вызвали коллеги, с удовольствием перетирающие подробности процесса передачи власти. Ну уж им-то я не судья…
Ну и напоследок: учения прошли отлично. Накладок ― даже если они и были ― никто не увидел. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев ― пусть не осенил себя особыми заслугами ― остается первым лицом государства до марта. Через год или через два я напишу снова об учениях на чебаркульском полигоне. Но в качестве главного действующего лица в репортаже, конечно, будет другой персонаж. И вы его знаете…
Куклев Сергей …еще материалы этого автора