Когда мне придет пора отойти от дел, я хотел бы поселиться в Златоусте. И вовсе не потому, что мне так уж нравится вид на Таганай, а ровным счетом по одной простой причине. В этом городе знают, что такое брендирование и деятельно воплощают этот нынешний тренд в жизнь.
Вчера, к примеру, состоялся пресс-тур в Златоуст. Казалось бы, с чего можно начать путешествие по нему? Разумеется, с производственной составляющей. С оружейного завода. Со времен Ивана Бушуева в городе в промышленных масштабах изготавливают ножи, сабли, кортики и прочие колюще-режущие радости. И если раньше они шли, в основном, на нужды армии, то сейчас изделиями златоустовских оружейников могут порадовать себя только обеспеченные ножеманы. Дорого, потому что выпускают на заказ и очень ограниченными партиями…
В прошлом году при поддержке губернатора Челябинской области Михаила Юревича была создана Гильдия мастеров-оружейников, объединившая несколько заводов и артелей. Участвуя в выставках, разрозненная до поры ножевая братия теперь продвигает один бренд ― Златоуст. И это очень грамотная мысль, потому что, по сути, способов производства немного, специалистов мало, но Златоуст ― один.
Мы побывали на фабрике «Оружейникъ». Это один из старожилов российского рынка холодного оружия. При переезде в новое здание цеха были построены по принципу аквариума, чтобы можно было проводить экскурсии и не мешать при этом рабочим. Процесс создания обыкновенного ножа выглядит утилитарно: вот поковка на шлифовальном станке, вот она перемещается в цех сборки. Десяток деталей ― и нож ложится в очередь на заточку. Совсем другое дело, когда мастера берутся за штучное изделие вроде меча или сабли, украшенных знаменитой златоустовской гравюрой на стали. Эта работа может продолжаться месяцами. Золото, серебро, чернь кладется на каждую деталь слоями по очереди. Одна ошибка, и нужно все переделывать. Зато в итоге получается произведение искусства с отменными тактико-техническими данными. Их продемонстрировал основатель «Оружейника» Владимир Васюхин, согнув «колесом» воссозданную саблю, которой рубились наши предки два века назад. Еще он показал меч, изготовленный на заказ. Кому ― разумеется, секрет. В числе счастливых обладателей эксклюзивного холодного оружия от «Оружейника» — первые лица многих государств. Прелесть «Оружейника» в том, что при всей своей вычурности и украшенности драгоценными камнями и металлами той же саблей и мечом вполне можно орудовать в рукопашной схватке. Оружие остается оружием, даже если его можно повесить в гостиной на шкуру добытого в Африке тигра.
Духовную составляющую бренда «Златоуст» представляет башня-колокольня с часовней Св. Иоанна Златоуста. Это сооружение встало на Красной горке ― элитном районе города ― пять лет назад. Строили всем миром ровно 184 дня. И 184 ступени отделяют грешную землю от колокола, зависшего в полусотне метрах от статуи Иоанна Златоуста. Говорят, что можно загадать желание и позвонить. Нет, не на мобильный Всевышнего, а в колокол, который потом долго вибрирует и передает в твои ладони странное электричество. В этой же башне можно и чаю попить, и в кафе пообедать, и в сувенирную лавку наведаться. Эклектика, конечно, но Красная горка никогда и не претендовала на звание нового Иерусалима. Это светское место с религиозным уклоном. Смотрители башни утверждают, что за пять лет у них в гостях побывало 130 тысяч человек. Самый юный посетитель ― Ваня семи дней от роду. Вряд ли он вспомнит о своем визите, но родители точно расскажут. Бывали в башне и свадьбы, бывали и тезоименитства. А за оградой тюбинговая трасса. В общем, такой освященный патриархом Диснейленд.
Разумеется, нельзя пройти мимо и природной стороны бренда ― Таганая. Здесь вроде бы улучшить ничего уже нельзя. Ан нет, придумали и сделали дорогу на Черную скалу. Не простую дорогу, а для людей, которые в силу обстоятельств могут передвигаться только в инвалидной коляске. С прошлого лета у них есть возможность самим пройти свой путь от входа в заповедник. До смотровой площадке на скале. А вот там ― красота. Двуглавая сопка, Откликной гребень, Круглица ― как на ладони. Чуть в стороне, в каменной чаше Златоуст. Над головой совсем близкое небо. Директор заповедника «Таганай» Алексей Яковлев и гордится своим творением, и, как мне кажется, немного опасается, что будет этот труд не оценен. Алексей Михайлович, не волнуйтесь, мы вашему бренду такой пиар сделаем, что никакой супервайзер не подкопается.
За всей мутью заимствованных слов нужно четко понимать одно: бренд ― не бренд, а Златоуст стоит поздравить с тем, что он первым, пожалуй, из южноуральских территорий обрел лицо. И это лицо, помимо чисто косметической выгоды, сулит неплохой финансовый профит.