Слухи о том, что троллейбусы в Челябинске упразднят, ходят давно. Часть общественности серьёзно взбудоражена: как же так, ведь это не просто вид городского транспорта, это неотъемлемый атрибут большого города, чуть ли не культурная ценность и уже готовое решение экологичного транспорта… Поэтому глава администрации города Сергей Давыдов отправился в первое троллейбусное депо, чтобы разобраться в ситуации и успокоить взволнованных горожан.
Несмотря на то, что депо работает в полную силу, внешне оно выглядит весьма безрадостно. И на первый обывательский взгляд кажется разорённым и полузаброшенным. Но это вид только с одной стороны, со стороны улицы Артиллерийской. Дезинформирует и картину портит вид обглоданных остовов недавно ещё работающих машин. Стоят они вдоль забора без колёс, стёкол и дверей и пугают. А на самом деле пугаться-то и нечему.
— Тут на временной стоянке у нас находятся троллейбусы, выработавшие свой ресурс, — рассказывает Владимир Александров, начальник цеха технического обслуживания подвижного состава троллейбусного депо № 1. — Это нормальный рабочий момент. Постепенно мы разбираем их на запчасти и утилизируем. Посмотрите лучше вот на эти относительно новые экземпляры.
Содержание старых троллейбусов влетало и продолжает влетать городскому бюджету в копеечку, поэтому ни ремонтировать, ни реставрировать их просто нет смысла. Гораздо выгоднее и целесообразнее закупать новые машины.
— Около 70 процентов подвижного состава парка устарели и нуждаются в списании, — продолжает свой рассказ начальник цеха ТОПС. — Сейчас на территории нашего депо 160 троллейбусов, штук 60-70 из них новые, ну, а остальные — сами видите, какие. Но все они находятся на техобслуживании и в рабочем состоянии, соответствуют нормам безопасности.
Удивительно как эти, с позволения сказать, вёдра с гвоздями могут быть безопасными. Но раз специалист говорит, что это так, значит, так оно и есть. Сомневаться в его компетентности нет никаких оснований. В конце концов, ни один троллейбус на улицах нашего города ещё не развалился.
— Средний срок эксплуатации троллейбуса в условиях города 10 лет, — продолжает ликбез Владимир Борисович. — Но у нас есть машины, проработавшие 17-20 лет и намотавшие по 600 тысяч километров.
— Есть и «миллионники», — кто-то робко подсказывает из группы механиков и обслуживающего персонала, которая расположилась неподалёку от горстки журналистов.
(Люди хотят знать, что будет с их депо и с ними, и с надеждой поглядывают на представителей прессы).
— Да, есть и такие ветераны, — говорит Владимир Александров. — Среди машин ведь, как и среди людей, кому как повезёт: кто-то отработает пять-семь лет, и измахратится настолько, что только в утиль, а некоторые выносливые попадаются и наматывают по миллиону километров.
— Всем добрый день, — к разговору присоединяется глава администрации города Сергей Давыдов. — Что вы тут интересного рассказываете?
И мы отправляемся с экскурсией по депо. Рассматриваем вереницу троллейбусов на улице, проходим в мастерские, разговариваем с персоналом.
— Ни для кого из здесь собравшихся не секрет, что провоз одного пассажира в троллейбусе обходится городскому бюджету в 17 рублей, — сказал Сергей Викторович. — А за проезд мы платим только 10. Вот и посчитайте, насколько рентабельным является наш электротранспорт. Хочу сразу всех успокоить: троллейбусы в Челябинске были, есть и будут. Только их станет значительно меньше. Весь устаревший подвижной состав будет ликвидирован. Списанные троллейбусы мы по возможности заменим новыми моделями, а некоторые троллейбусные маршруты станут автобусными. Эти необходимые меры продиктованы временем и соображениями целесообразности. И, разумеется, заботой о безопасности и комфорте людей, которые регулярно пользуются этим видом транспорта.
Затем все подошли поближе к новому экологически чистому автобусу, который ездит на газе. Техники в присутствии Сергея Давыдова замеряли уровень выхлопных газов этого «чудо-агрегата».
— Все показатели в норме, — резюмировал один из них и продемонстрировал результаты измерительного прибора главе администрации Челябинска.
— Вот такими автобусами мы в ближайшем будущем и планируем частично заменить троллейбусы, — сказал Сергей Викторович. — Далее хочу сделать замечание работникам депо. Больше внимания, пожалуйста, уделяйте внешнему виду салона и машин, которые выходят на маршрут. Не новые ведь не значит — грязные.
Водитель нового автобуса, который уже не первый день возит людей по четвёртому маршруту, с удовольствием и не без гордости рассказал про своего «питомца»:
— Конечно, работать на новой машине приятнее, чем на старой. И беречь её нужно, как платье с нову. Вовремя мыть, проходить ТО. В управлении этим автобусом нет ничего принципиально нового, но по уровню комфортности водительского места, расположению приборов на панели, удобству руля, он однозначно выигрывает по сравнению с прежними. И пассажирам, думаю, тоже нравится. Подъехав к остановке, автобус останавливается и опускается, как бы приседая, — поясняет Анатолий Сучинов, водитель челябинского автотранспортного предприятия. — Дорожный просвет становится меньше, зато бабушкам и мамочкам с колясками гораздо проще заходить внутрь. Ещё он легко управляем и достаточно проворен на дороге…
— До меня дошли слухи, что мы буквально завтра собираемся ликвидировать троллейбусную сеть города, — продолжил Сергей Давыдов. — На самом деле это не так. Эту недостоверную информацию распространяют, главным образом, какие-то дилетанты, не имеющие никакого представления о реальном положении дел. Меня это крайне возмущает. А ещё непонятно, почему люди с такой готовностью верят этим домыслам… Сейчас у нас на балансе находится около 280 троллейбусов, 70 процентов от их числа должны быть списаны. Примерно 500 миллионов рублей потребуется, чтобы заменить парк. Плюс обслуживание и частичная замена контактных сетей, и это тоже обойдётся недёшево. Подумайте, что станет с нашей экономикой. Нам действительно не нужно столько троллейбусов. Их содержание нецелесообразно. Вот во Франции и Швейцарии, например, троллейбусы используют на междугородных перевозках, и это выгодно. А у нас — 1 рубль прибыли и 3 рубля убытка от троллейбусных перевозок. К тому же, электроэнергия дорожает, а последний раз стоимость проезда в городском общественном транспорте у нас поднималась пять лет назад…
Так что возможно это случится скорее, чем нам хотелось бы. Цена билетов в трамвае, автобусе и троллейбусе опять подрастёт. Но и этого бояться не стоит, потому что:
— Стоимость проезда вырастет, то не намного, — говорит Сергей Викторович. — И случится это тоже не сегодня, и не завтра. И не по чьей-либо прихоти, а по экономически оправданной необходимости. Кроме того, люди, которые ездят на городском транспорте регулярно, уже купили транспортные карты, и стоимость проезда для них останется в пределах 8-10 рублей. Те же, кто ездит время от времени, будут оплачивать полную стоимость поездки. Представьте, раньше какие были пассажиропотоки на городском общественном транспорте, и какие сейчас. Многие предпочитают личные автомобили и маршрутные такси. Так для кого у нас должны ездить полупустые автобусы и троллейбусы?
Трамвайной сети повезёт больше, чем троллейбусной, потому что её планируют развивать и расширять. Появятся новые рельсы, маршруты и, соответственно, рабочие места.
— Пообщавшись с коллективом парка, — сказал глава горадминистрации, — я понял, что люди не на шутку обеспокоены тем, что останутся без работы. Обещаю, что и этот вопрос не останется неохваченным. Мы постараемся трудоустроить всех желающих, определив их в другие структурные подразделения городского транспорта, переучив водителей троллейбусов, чтобы они могли управлять автобусами…
Работников гортранса такие перспективы не радуют, и у них своё мнение по этому поводу:
— Сначала закрыли третье депо, — сетует кондуктор Светлана Вахрушева. — Теперь добрались до первого. Я работала кондуктором троллейбуса третьего депо, затем перешла в первое, сейчас уволилась и буду работать на автобусе… Никто ни о ком не заботится, не устраивает и не благоустраивает. Руководство не интересуется нашим мнением и дальнейшей судьбой. Поначалу нам урезали зарплату, в течении прошлого года, примерно на 3 тысячи, потом «ночевать» троллейбусы стали на конечных остановка. Неудобно стало документы оформлять, решать какие-то рабочие вопросы, до дома добираться…
— Все решения относительно городского транспорта принимаются профессионалами, которые знают, что они делают и отвечают за последствия. А руководствуемся мы всегда соблюдением интересов горожан, их комфортом и безопасностью, — поставил точку в дискуссии Сергей Давыдов.