Анализ транспортной ситуации в Челябинске | Общество

17 октября 2012 | Общество

Глава администрации Челябинска Сергей Давыдов выдал недвусмысленное распоряжение: любой ценой повысить эффективность работы гортранспорта. И каким угодно путём сократить его расходы.

А выбор невелик. Способов доходообразования у транспортников не так уж много. Поэтому им придётся изощряться, чтобы заработать. А нам, чтобы вовремя добираться до работы. Пока решают, кто, кому и чего должен.

Подобные же эволюции-революции транспорта были проведены кое-где в Свердловской области, Магнитогорске, Кыштыме… По хронологии было это не так давно. Только эти города не столь велики и многочисленны, как Челябинск. И что в итоге? В свердловском Каменске-Уральском работают около 20 маршрутов общественного транспорта с интервалом движения 7-10 минут. Для города, где нет и 200 тысяч населения, нормально. Минусы, разумеется, тоже никуда не делись. Это — относительная дороговизна проезда и явные перегрузы транспортной сети в часы пик. 

Магнитка. Пожалуй, она больше остальных подходит нам для сравнительного анализа, хотя и в три раза меньше Челябинска. Но здесь зачем-то додумались продублировать маршруты: автобусы и ГАЗели. Муниципалитет и частники стали бороться за одних и тех же пассажиров. Как думаете, кто победил? Это привело к тому, что в городе теперь остались только трамваи и маршрутки.

Кыштымская модель ближе всего нам по сути. На конкурсной основе распределили 22 маршрута. Затем ненавязчиво попросили перевозчиков сменить ГАЗели на иномарки. Более комфортные, безопасные и дорогие. Но получилось вот какое «но»: теперь у них действуют только федеральные льготы на проезд и частный сектор остался без транспорта вообще. То есть перевозчики не ездят туда, где пассажиропоток слаб. Людям приходится идти пешком до оживлённых автомагистралей.

И мы, возможно, наступим на те же грабли, но больнее. Интересно, кто-нибудь из наших чиновников пробовал добраться на работу из Старокамышинска, Новосинеглазово, района ЧМЗ, АМЗ, промзоны ЧТЗ, края северо-запада. Утром сделать это нереально сложно. Нужно выходить на остановку заранее, чтобы втиснуться хоть в какой-нибудь транспорт. Днём интервалы движения становятся настолько обширными, что без опоздания тоже вряд ли получится.  

Что бы там не говорили и не обещали, но добраться из одного конца города в другой после девяти вечера  весьма проблематично. Интервалы большие, маршрутки переполненные, а муниципального транспорта не дождаться в принципе. Многие трамваи-троллейбусы-автобусы ходят до определённого времени: 22 трамвай и 26 троллейбус почему-то до 19 часов, а 21 троллейбус подключается только в часы пик.

Маршруты применяют, отменяют и тасуют как хотят. На замечание жителей, отвечают, что это наше «сугубо обывательское», мещанское представление об их работе. И оно изначально неправильное. А расписание составляют академики транспортных наук, и у них всё учтено и предусмотрено. Фактически же передвигаться без проблем можно только по центру города: от Комсомольской площади до ЮурГУ, захватывая вокзал, «Теплотех» и перекрёсток Доватора-Воровского. А дальше — кому как повезёт. 

Кроме этого, крупные и уверенные в себе частные перевозчики не хотят участвовать в этом «переделе собственности». По одной простой причине: им этого не нужно. Они работают по отработанной схеме, получают прибыль со своего маршрута, а остальное — их не касается. Например, ООО «Кумир-Автолайн», ООО «Трейд-Сервис», ООО «Казачий двор». Директор компании «Казачий двор» Юрий Русин считает, что перевозки — это частный бизнес, такой же, как магазин или салон красоты. Владельцы работают на свой страх и риск, так почему же они должны перед кем-либо отчитываться, согласовывать свои действия, предоставлять льготы… 

Из 113 городских маршрутов, выставленных на торги, сейчас купили меньше половины. Получается, что работают легально 25-30 маршрутов. А как быть с остальными и какие меры к ним можно применить?

По данным Челгортранса, в городе на сегодняшний день работают 16 троллейбусных маршрутов, 2 депо и 298 машин. Трамвайных маршрутов также 16, 2 депо и 363 вагона. Автобусных маршрутов фактически удалось насчитать 46, но на самом деле их гораздо больше.

В топку эффективности гортранса Челябинска теперь будут брошены не только принципы, маршруты, подвижной состав, часть кадров системы, но и сами депо. Сергей Давыдов официально распорядился и на этот счёт. Отныне все пустующие площади автобусных-троллейбусных парков и депо будут сданы в аренду частным лицам и организациям. Речь идёт о первом троллейбусном депо, автопарках на ЧМЗ и северо-западе.

— Нам необходимо оптимизировать работу транспортных предприятий, – в который раз подчеркнул глава администрации города. – Основные их площади, имущество были накоплены в советские годы, когда муниципальный транспорт стопроцентно владел рынком перевозок. Но сегодня его доля не превышает и 35 процентов. Поэтому чтобы не нести расходы на содержание, незадействованные площади нужно сдавать в аренду.

Деньги, полученные в результате аренды, будут направлены на поддержание работы гортранса,  компенсацию затрат от перевозки льготников и погашение издержек. Власти надеются заработать на одном троллейбусном депо около 100 миллионов рублей в год. И умножаем на три.

Ещё Сергей Давыдов упомянул, что скоро автобусный парк Челябинска пополнится 20 новыми ЛИАЗами, деньги на них выделит городской бюджет. Значит, не всё потеряно общественный транспорт будет жить.