В Челябинске произошли драки за транспортные карты | Общество

09 сентября 2012 | Общество

Бесплатная раздача слонов, то есть, транспортных карт вызвала скандальный ажиотаж, окончившийся полным фиаско социальной акции.

В преддверии осени в Челябинске прошла беспрецедентная акция — в центре города бесплатно раздавали транспортные карты. А ещё городские власти повысили плату за проезд на общественном транспорте, маршрутки ответили нестройным трёхрублёвым плюсом. В общем, хотели, как лучше, а получилось — ажиотаж, драки, непонимание и масса недовольных.

Посмотрев телевизор и прочитав анонс в интернете, народ разработал стратегию. За два часа до начала раздачи карт остановки были оккупированы страждущими гражданами. У памятника Ленину на площади Революции, на остановке «Детский мир» и «Алое поле», напротив главного корпуса ЮУрГУ, всюду выстроились очереди. Состоящие в основном из пенсионеров.

Десантировавшихся волонтёров нетерпеливые бабки и дедки буквально сбивали с ног. Толкаясь и не давая подойти другим, они кричали: «Дайте мне!», «А мне нужно две!»… И не желали слушать никаких пояснений. А дело в том, что пока они там стояли в ожидании, некто шибко грамотный распустил слух, что на «дарёных» картах лежит по 100 рублей халявных денег. Плюс полтинник за саму карточку. Вот и поднялся сыр-бор, ведь 150 рублей — уже разговор.

Челябинские транспортники рассчитывали провести акцию красиво, элегантно и неспешно. За два часа на четырёх остановках раздать 1,5 тысячи карточек всем тем, кому они нужны. С разъяснениями, консультациями и улыбками. А вышло так: за полчаса обезумевшие пенсионеры смели все карты, совершенно не желая слушать, что именно эти карты им не нужны. Акция была рассчитана на экономически активную, работающую, часть горожан. На тех, кто ездит каждый день на работу, а ещё не в сад и на ярмарки плодов и цветов.

По словам пресс-секретаря управления транспорта администрации Челябинска Валентины Богомазовой, на всю эту неразбериху было больно и страшно смотреть. Пенсионеры лезли в драку, чтобы получить заветную карточку, и остановить их было невозможно.

— Они совершенно не желали меня слушать, — рассказывает Валентина. — И получилось, что более половины карт оказались в руках тех, кто ими никогда не воспользуется, потому что будет ездить, как и прежде, по своей льготной… Когда всё закончилось, мы видели десятки карт, сломанных и выброшенных в мусорные урны прямо здесь же, на центральных улицах, где они были с боем получены десять минут назад. Это было просто ужасно.

Ужаснулась не только пресс-секретарь, но и многие очевидцы происходящего, которые не могли понять, что тут случилось. Организаторы мероприятия — городское управление транспорта — обещают в следующий раз не допустить подобного безобразия. Вторая акция-популяризация запланирована на сентябрь. Как они собираются предотвратить беспорядки, пока не совсем понятно.

Вслед за повышением стоимости проезда в трамваях-троллейбусах-автобусах, своё слово сказали и частные перевозчики, переписав ценники с 15 рублей на 18. Но сделали это как-то выборочно-избирательно. На одних маршрутах проезд подорожал 1 сентября, на других со 2-го или 4-го. А остальные остались верны себе (или пассажирам?), они продолжают возить нас за 15 рублей и никаких бумажек с объявлениями-предупреждениями не клеют.

В администрации Челябинска заявляют, что они тут ни причём. То есть повышение проезда в гортрансе никоим образом не связано с инициативой частных перевозчиков. Напрямую, конечно, нет. Но косвенным образом: да. Когда троллейбус, который ещё надо подождать, и маршрутка, «бегающая» с интервалом в 2-5 минут, стоят одинаково, мы из соображений экономии можем сесть и на первый.

А вот лишние 3 рубля нас смущают, да и выколупывать из кошелька их неудобно, опираясь лопаткой о поручень. И мы уже подумаем, что предпочесть, и выходить ли из дома на 10 минут раньше, чтобы сэкономить 3 рубля.

Только надо бы уточнить, что «заядлый маршруточник», проезжающий за 45 минут на 90 маршрутке путь из Ленинского района в Металлургический, ни за что не пересядет ни на какой другой транспорт. На маршрутке он потратит на эту дорогу меньше часа своей жизни, поэтому и заплатит любые разумные деньги. И никакой транспортной картой в ряды любителей трамваев его не переманишь.