Власть опять хочет запретить алкоголь | Мнение

26 мая 2012 | Мнение

Власть снова решила бороться с пьянством и алкоголизмом. И снова, как и почти тридцать лет назад в качестве основного инструмента предполагается использовать повышение цен на оптовую/розничную продажу спиртного, а также различные виды ограничений и запретов. Что-то в итоге выйдет?

7 мая в день инаугурации старого-нового президента наступит очередная годовщина печально известного постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 1985 года.

Тем постановлением, если кто не помнит, а то и не знает, предписывалось всем партийным и советским органам власти на территории СССР усилить борьбу с данным постыдным явлением в жизни строителей коммунизма, предполагалось серьезно сократить выпуск вино-водочной продукции и позакрывать к чертовой матери большую часть распивочных, повысить цены и ограничить время продажи спиртного… Инициаторами и вдохновителями кампании были товарищи Егор Лигачев и Михаил Соломенцев, члены ЦК КПСС, по нынешнему весу это кто-то типа руководителей администрации президента или первые вице-премьеры.

Намедни ровно те же меры в Совете Федерации сенаторам предложил г-н Чуян, глава Росалкогольурегулирования. Согласно предложениям сего почтенного ведомства, уже в 2012 году минимальная цена поллитра беленькой должна стоить не менее 150-160 целковых в рознице, в следующем году цена подскочит до 190 рублей за поллитра. Рост цен в первую очередь связывается с серьезным повышением акцизов на спирт (сейчас это 300 рублей на литр, через год – минимум 400 рублей, в 2014 году – 500 рублей, и на следующий год еще накидывается 60 рублей). Господин Чуян с восхищением доложил, что с ростом акцизов происходит и увеличение сборов в бюджет по ним, в первом квартале аж на 19 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. В общем, как это обычно бывает, в предложенной чиновниками программе на бумаге сплошная лепота и всеобщее счастье.

При этом мало кого из сенаторов и тем более разработчиков этой чудо-программы волнует мнение специалистов и игроков российского алкогольного рынка. А оно, мнение в смысле, однозначное – поэтапное повышение акцизов приведет к снижению потребления фирменного алкоголя, зато эта доля рынка моментально уйдет в серый сектор и самогоноварение. Ну, все по старому анекдоту, когда выпивший папа с горечью говорит сыну, мол, вот, цену на водку опять повысили. Дите радостно так спрашивает: «Ура, ты теперь папка станешь меньше пить?» — а папа, подумав, качает головой и отвечает, что теперь, наоборот, сын с мамой станут меньше есть…

Меня во всем этом смущает еще и такой факт. Антиалкогольная кампания, запрет на продажу крепких спиртных напитков сразу после вступления России в первую империалистическую войну чудовищно дорого обошлись империи. Вкупе с другими факторами этот, кажется, сыграл не последнюю роль в расцвете гигантских спекуляций и мошенничеств, что и привело в итоге к крушению страны.

Очевидность нежелательности резких шагов в этом направлении ничему не научила правителей СССР. Ровно через год – в 1986 году — после начала лигачевской антиалкогольной кампании бюджет Союза недополучил 22 миллиарда тогдашних (!!!) рублей, в 1987 году пищевая промышленность принесла еще меньше – 35 млрд. Бюджет СССР, не получая этих колоссальных сумм, уже не мог дотировать дешевые продукты питания в магазинах, расцвела спекуляция, появились нехватки того или иного жизненно важного товара, началось брожение в народе. Чем это все закончилось, наверное, повторять не нужно.

И вот – третье издание антиалкогольной кампании, теперь, так сказать, периода развитой суверенной демократии времен В.В. Путина, застрельщик – Игорь Чуян по поручению президента (пока еще) Д.А. Медведева. Вы знаете, кому как, а у меня предчувствия какие-то нехорошие.

Справедливости ради стоит сказать, что специалисты-медики часто указывают на ряд положительных моментов в кампании Лигачева. В 1985-1986 гг. в СССР вдруг повысилась рождаемость, сократилась смертность и, соответственно, увеличилась средняя продолжительность жизни, снизились показатели преступности. Насколько все это коррелирует с мероприятиями самой антиалкогольной кампании, судить не беремся, не специалисты, наверное, какие-то положительные тенденции все же были.

Но! То, что бросалось в глаза в повседневной жизни имело куда более наглядно отрицательный характер и сводило на нет все эти достижения.

Во-первых, возник дефицит. Во-вторых, как и во времена сухого закона в США, на нелегальном обороте алкоголя взросла настоящая организованная преступность, которая в СССР, конечно же, была всегда, но тут у нее появился мощнейший финансовый ресурс, который пригодится позже, в эпоху Большого Хапка.

Озлобление советских тогда еще людей было так велико, что в очередях за спиртным калечили и убивали друг друга на раз. В ряде городов, включая Челябинск, прошли «винные» бунты, когда ошарашенная советская власть и милиция просто не знала, что делать с озверевшими толпами. В общем, перечислять можно бесконечно, повторимся, в финале все это привело к распаду страны. Только поймите правильно — далек от мысли во всем видеть причину антиалкогольной кампании, но как фактор она сыграла мощную роль.

Вот написал и подумал: по-моему, выходит, что и не надо ничего совсем делать? Кстати, не утверждал и не утверждаю такого, говорю только о том, чего кажется однозначно делать не следует. Об этом – смотрите выше.

Заодно и хотелось бы понять логику власти, которая одной рукой отдала суперприбыльный алкогольный рынок на откуп отдельным частным компаниям, а потом десятилетиями пытается на нем же навести порядок. Объясните, пожалуйста, нам, неразумным, с какой это радости все 90-е и нулевые практически весь Северный Кавказ гнал дешевую водку в Россию цистернами и эшелонами, и куда от этих операций шла прибыль? Неужто в бюджет России? Или все-таки не в бюджет? Почему отдельные частные лица за эти годы смогли создать многомиллиардный бизнес на производстве и продаже водки, которая всегда была и сейчас остается стратегическим товаром на территории страны? Насчет стратегического товара страны можно даже не ухмыляться – так оно и есть на самом деле…

Может быть, вместо идиотских затей сначала навести порядок на самом алкогольном рынке и вернуть доходы (через восстановление госмонополии на производство) в бюджет государства, а потом уже думать об ограничениях и усилениях борьбы с извечным русским пороком? Но похоже, время постановки этих вопросов, а тем более поиска ответов на них еще не пришло. Дорогие соотечественники, предлагаю по этому поводу немедленно выпить. Аминь!