Сергей Бобунец: Супергероев и супергрупп больше не будет | Культура

03 октября 2011 | Культура

29.09.2011 | Трунов Василий |

Почему альбом «Сделано в темноте» может спасти жизнь, в следствии чего русские группы больше не собирают стадионы и что мешает общественным палатам решить проблемы культуры. Эксклюзивное интервью с лидером группы «Смысловые Галлюцинации» Сергеем Бобунцом на VIP74.ru.

«Состояние обреченности близко многим людям»

— Комментируя релиз «Сделано в темноте» вы отмечали, что этот альбом из тех, что спасают людям жизнь…

— Однажды один московский журналист после нашего концерта написал: «Я думал мне плохо, но пришел на выступление «Глюков» и понял, что мне на самом деле хорошо, потому что кому-то бывает намного хуже». «Сделано в темноте» повествует о кризисных моментах. Человек всегда когда делится с кем-то, ему становится легче. А здесь слушатель сопереживает сам, понимая, что он не один такой. Для нас был показательный момент, когда одна из самых печальных песен на альбоме «Погружаюсь» забралась на первое место хит-парада «Нашего радио». Такого с композициями «Смысловых Галлюцинаций» не случалось никогда. Несмотря на внешнюю веселость, состояние обреченности очень многим людям близко. Путь наверх лежит с самого дна. И наш альбом помогает людям «вынырнуть».

— Человеческий кризис связан в первую очередь не с возрастом, а с потерей жизненной самоидентификации. Как находить новые жизненные ориентиры?

— Меня спасает творчество. Когда что-то начинает получаться, я тут же наполняюсь светом. Поэтому вместо того, чтобы ставить на себе крест, лучше заняться чем-нибудь созидательным. А еще лучше — верить в себя.

— В вашей жизни кризисы часто случаются?

— У нас интересная профессия. Ты путешествуешь, обретаешь друзей, видишь клевые места, бываешь там, где другие бывать не могут. С другой стороны есть интернет и ты каждый день находишься под шквалом обоснованной и необоснованной критики. Многие говорят, что научились не реагировать на замечания. Я думаю, они лукавят. Когда ST сделал свою версию трека «Вечно молодой» апологеты русского рока начали кричать, мол, совести нет, последнюю святыню растоптали. Из-за этого регулярно чувствуешь некое сотрясение. Но занятие музыкой действует, как психотерапия, и сейчас я себя ощущаю лучше чем до выхода альбома.

— У вас возникает желание сесть на мотоцикл и уехать куда глаза глядят? Если да, то чтобы вы с собой взяли?

— Это красивая идея, которая приходит в голову героям голливудских фильмов. Когда она меня посещала, я быстро себя останавливал. Есть сдерживающие моменты — семья, друзья, общее дело. Тем более далеко ты не уедешь. Потому что мне в хорошем смысле есть что терять. Убежать от проблемы — это точно не решение. Но если бы поехал, взял бы: паспорт и телефон. Все остальное можно потерять. Даже деньги. Без паспорта ты не поселишься нигде, и никуда не улетишь. Без телефона не позвонишь друзьям, номера которых я уже давно не помню наизусть.

«Наш клип был пророческим. Через две недели после его выхода произошел взрыв на Фукусиме»

— Ваш альбом писался ночью при свечах. Темнота нужна была для лучшей работы воображения?

— Ночью все кажется более волшебным и удивительным. Темнота отрезает лишнее пространство, ты чувствуешь себя наедине с самим собой. Ты становишься честнее. Большинство песен получились именно из-за атмосферы, когда кусочек фразы создавал образ, за которым лишь нужно было пойти.

— Вы сказали про удивительную темноту. Вам не кажется, что в наше время люди вообще перестали чему бы то ни было удивляться?

— Это болезнь современности. Супергероев и супергрупп больше не будет. Поток информации настолько велик, что музыканты уже не смогут завоевать большую аудиторию. Если проецировать это на нашу страну, то стадионов уже не соберет ни одна группа. Сейчас трудно уследить за всеми новинками недели. Лет пять назад в отдельно взятом жанре это еще можно было сделать. У нас есть человек, который отбирает в интернете все новые релизы и отдает нам лучшее, но реально у меня часто остается по два гигабайта музыки, которую я не успеваю послушать.

— Тема апокалипсиса, которая была затронута в вашем клипе «Последний день Земли», наверное, тоже никого не удивляет. Конец света превратился в отработанный информповод и в избитую фишку для пиара кинофильмов.

— Мы-то как раз с этим не шутили. Понимаем, что мир надо спасать каждому в отдельности и, одновременно, всем сообща. Выражаясь простым языком — люди ежедневно должны нести позитив. Думаю, наш клип получился очень резонансным. Я даже не ожидал, что он приобретет популярность среди детей, которые увидят в нем схожий с игрой «S.T.A.L.K.E.R.» сценарий. В разделе рок на mail.ru идет очень забавное обсуждение. Кто-то говорит, надо готовиться к худшему, кто-то пишет, что уже достали с апокалипсисом. Но очевидно, что-то происходит. Наш клип невольно стал пророческим: через две недели после выхода произошел взрыв на Фукусиме. Человечество должно понимать что каждое действие имеет последствие.

«Пусть рэп и подается простым языком, но главное он несет посыл»

— Вы упомянули рэппера ST, с которым записали новый вариант песни «Вечно молодой». Есть еще трек с RusKey. Зачем вы сотрудничаете с хип-хоп артистами?

— Мы никогда не радели за чистоту жанра под названием «русский рок». Наше творчество строится на смешение всего на свете. 15-20 лет назад рок был для молодых людей музыкой улиц, трибуной для открытых речей. Сейчас эту нишу занял рэп. При этом мы не хотим заигрывать с аудиторией, не хотим таким образом завоевывать новых слушателей. RusKey, например, сам предложил нам написать припев для его песни «Шанс на победу». Про футбол. Работая над «Разум когда-нибудь победит» у нас появился свободный кусочек и я вспомнил, что RusKey просил не забывать про него, поэтому и я позвал его принять участие в треке. По ST мне несколько дней звонили с незнакомого номера. Я обычно не беру. Понимаю, что это чревато адскими креативными идеями, либо общением с неадекватными людьми, где-то раздобывшими мой номер. Тут не выдержал, взял. Оказалось это Даша, работающая с ST. Она объяснила причину звонка, потом выслала куплеты Александра. Нас все устроило.

— Я правильно понимаю, что для вас эти Коллаборации — возможность вновь ощутить себя вечно свободным, вечно молодым, вечно пьяным?

— Я не лезу со своим уставом в чужой монастырь. Мне приятно, что песня «Вечно молодой» продолжает жить. Пусть рэп подается доступным языком, банальными фразами, но главное он несет посыл. Очень правильный: быть сильным, отвечать за свои слова, помнить своих героев, любить свою родину. Что еще нужно?

«Фестивали утратили статусность»

— В Екатеринбурге вы работаете на общественных началах — председателем комиссии по проблемам культуры и искусства. Проблемы реально решаются или эта организация носит номинальный характер?

You are missing some Flash content that should appear here! Perhaps your browser cannot display it, or maybe it did not initialize correctly.

— Последние полгода мы пытались помочь четырем главным музыкальным учреждениям. В них сейчас учатся самые талантливые дети области, а раньше учились самые одаренные ребята со всего СССР. У этих заведений миллионные долги по ЖКХ, в зданиях разваливаются стены, отсутствует вентиляция. Одним словом творятся ужасы. Мы воспользовались главным оружием общественной палаты — письмами. Написали во все возможные инстанции, собрали специалистов министерства культуры. Кончилось тем, что нам ответили: ремонт заведений есть в программе, и до 2014 года будут выделена часть средств, а другая часть поступит еще через несколько лет. Мне кажется, что это тупик.

— Зачем вам долбить кувалдой по стене, если от ваших ударов даже трещин нет?

— Были моменты, которые кроме меня никто бы не сделал. Весной мы провели фестиваль «Новая музыка Екатеринбурга», не вложив в него ни копейки. Песни начинающих групп пришли послушать тысячи людей. В день города на главной площади Екатеринбурга провели концерт в честь 25-летия Свердловского рок-клуба. Если бы я не состоял в общественной палате, не имел минимальный, но админресурс, то этих событий могло и не быть.

— Вам не кажется, что в российском фестивальном движении наметился серьезный кризис?

— Фестивалей стало больше, но молодым группам они не дают ничего. Раньше коллектив ехал на «Нашествие» и это означало, что он попал в обойму. Сейчас резонанса нет и фестивали превратились в большие концерты, которые «делают» хедлайнеры. Правда, это зависит и от взглядов организаторов. В Ярославле несколько лет проходит «ДоброФест». В следующем году его создатели хотят изменить политику и привезти больше молодых команд. Это важно. Потому что акцент уже давно сместился в сторону самодельного творчества. На RU.FM есть хит-парад необъяснимой музыки «9ый Ротофф», который ведет наш басист Коля Ротов. Он слушает песни молодых коллективов и каждую неделю лучший трек «с улицы» звучит в эфире радиостанции. Это здорово!

фото — Егор Базылев.

Трунов Василий …еще материалы этого автора