05.10.2011 | Куклев Сергей |
Имя Сергея Лукашина не на слуху. У кого не спрашивал ― не знают. Однако, этот человек ― один из основателей российской панк-культуры, автор практически всех текстов группы с труднопроизносимым названием «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе». Она гремела с середины 80-х до середины 90-х. Тексты выкладывать не буду по понятным причинам, но смешно и задорно. «Водопад…» взял себе манеру ускоренного воспроизведения голоса, напоминающего песню человека, надышавшегося гелием. Это, конечно, тоже доставляло…
Сейчас Лукашину ― 60. Юбилей случился 22 сентября, а вечером 5 октября Лукашин собирает друзей на свой юбилейный вечер. Друзей будет много. Одни студенты из академии культуры ― целая массовка. Сергей Николаевич преподает им светлое искусство приносить радость. Ну и сам остается светлым, седым и своим в доску. Мы познакомились с ним лет 15 назад, в мое кавээновское прошлое. Он режиссировал целый сезон. И несмотря на крышесносящие тексты его сценариев, мы всегда занимали первые места.
Дальше ― небольшое интервью между редактированием концертного видео. Две рюмки коньяка и долгое дружеское рукопожатие. С днем рождения, Сергей Николаевич.
— Сколько вам исполнилось? 60?
— Да. Детский возраст, но он, тем не менее, требует подведения итогов. Вступая во второе шестидесятилетие, нужно понять, что сделано, позвать друзей.
— Откуда у вас такой внутренний драйв?
— От родителей, наверное, внутренний астральный канал открылся… Хрен его знает, как эти чакры открываются. С «Водопадом…» у нас была полная панкуха, эпатаж. Хотя он не принадлежал к общемировой культуре панка, игрался ближе к фольклору.
— А какая первая цитата из «Водопада…» приходит в башку?
— Ну, вот что-то крутится… Нас считали не очень серьезной командой… Но с точки зрения социальной сатиры равных нам не было. Вот это вот… «А я работал в исполкоме дыроколом, я дырки предназначен был колоть…» Нас не зря на руки подняли столицы. Им было важно, что леволиберальная мысль жива в глубинке. На самом деле, она нигде не жива, но вот так вот получилось…
— А как вас занесло в «Водопад…»?
— Так же, как и Цоя в кочегарку. Я коренной екатеринбуржец. С 1979 года задохнулся. Жуткий город… Бабки, тряпки, мантулово сплошное… Что-то подсказало: «Иди в сельский клуб поработай!» И тут жена подвернулась новая, и я подумал, поеду-ка я к этой женщине, займусь культурой. И ― пошло! Мне было 30, у меня было три десятка специальностей.
— Какая вам специальность по натуре ближе?
— Я ― режиссер, организатор шоу. Мне нравятся стадионы, ландшафты, праздники. Мне нравятся художественное решение документального факта, например, 450-летие вхождения Башкортостана в Россию. Мы тогда сделали изумительное шоу в горах, у меня в подчинении были и джигиты, и лошади, и стрельцы Ивана Грозного. Ну как это не любить? С заводчанами в Кирове недавно сделали грандиозный праздник на день рождения завода. Сложные креативные работы приносят огромное удовольствие…
— Доход приносят?
— Приносят. Не копится, но живу, не более того.
— Вы много лет занимаетесь «корпоративами». Как изменились ВИП-персоны?
— Очень сильно изменились. Время стало жестче, и «випы» стали понимать, что праздник нельзя затягивать до бесконечности. Они стали лаконичны, поджары, застегнуты на все пуговицы, работают на свой пиар. Они свято блюдут протокол. Им не «задвинешь», что после вот этого номера выйдет заместитель губернатора (показывает кукиш. — Авт.). Ну и хлынула новая культура, американская, европейская… Мы сейчас пытаемся совместить «совок» и Запад. Наливаем вискарь в граненый стакан…
— Что сейчас Лукашин для Челябинска?
— Я остался варягом, все-таки. Но со многими крупными работниками культуры меня связывают приятельские отношения. Родство тут возникает после совместных проектов. И сегодня я хочу сделать «тусу» именно с работниками «праздничного направления».
— Жена, дети, семья в общем?
— Да все в порядке. Внук вот есть уже. Коренной, веточка Лукашиных. Тимофей Никитович, очень забавный человек, два года ему, порода чувствуется.
— До скольки лет хотите дожить?
— Да знаешь, я к этому стал относиться снисходительно. Когда бы не настигла, пусть настигает… Не беру в голову. Но хотелось бы подольше. Завтра вот на Иремель буду подниматься, по речкам сплавляюсь… Хочешь верь, хочешь ― нет, но я отдаю дань кумирам своей молодости. Поставил мюзикл по «Beatles» «Винни-Пух и все-все-все…», сделал программу для Бориса Гребенщикова «Особенности национального БГ». Через несколько месяцев будет вообще сумасшедшая работа ― ставим «Облако в штанах» Маяковского. Это фантастика. Мне все это дико интересно. В 22 года прочитал поэму и сидел в шоке. Потом еще раз перечитал и снова оказался в шоке от этой фонетики, этих метафор, теперь потихоньку начинаю понимать материал.
фото — Ярослав Наумков
Куклев Сергей …еще материалы этого автора