Ларс фон Триер ставит планете ноль, а Гарри Поттер в последний, кажется, раз расчехляет волшебную палочку, чтобы сразиться с лордом Волан-де-Мортом | Культура

18 июля 2011 | Культура

15.07.2011 | Джон Гальянов |

Ларс фон Триер ставит планете ноль, а Гарри Поттер в последний, кажется, раз расчехляет волшебную палочку, чтобы сразиться с лордом Волан-де-Мортом в обзоре киноновинок от VIP74.ru

 

«Меланхолия» (Melancholia)

Оценка:

Ларс фон Триер. В ролях Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Хёрт, Александр Скарсгард, Стеллан Скарсгард, Удо Кир. Германия-Дания-Швеция-Франция, 2011.

В день своей свадьбы Джастин (Данст) близка к отчаянию: девушку раздражает буквально всё и, главным образом, близкие люди. Сестра Клэр (Генсбур) бесит своей «правильностью» и педантичностью, её супруг Джон (Сазерленд) — ещё большей педантичностью и занудством, мать (Рэмплинг) — вопиющим цинизмом, отец мужа (Скарсгард-ст.) — жадностью и умением давить на людей, ну и сам муж (Скарсград-мл.) тем, что принимает решения за Джастин. На спасение девушки (и на смерть всем нам) к Земле летит голубая планета Меланхолия, в десятки раз превышающая нашу. И по мере её приближения к земной атмосфере, Джастин всё больше успокаивается, зато в отчаяние впадает её сестра Клэр, которая берёт в охапку сына, предчувствуя, и вполне справедливо, гибель цивилизации.

Фильм начинается с конца. Первые десять минут картины — серия выразительных сцен, снятых в духе видеоинсталляции «Пир Трималхиона» арт-группы «АЕС+Ф»: https://www.youtube.com/watch?v=Kkec-lPXpXw. В слоу-моушне («замедленном движение») разворачивается конец света. Гремит за кадром Вагнер (увертюра к первому акту «Тристана и Изольды»), с неба падают птицы, утопают в земле ноги брюнетки Генбсур, а с кончиков пальцев блондинки Данст (приз за лучшую роль в Каннах-2011) срываются электрические разряды, Меланхолия приближается. Что касается названия планеты, то оно, как кажется, проистекает не только из эмоционального состояния главной героини, но и её цвета — цвета планеты, в смысле (blue помимо того, что «голубой», ещё и «печальный»). Впрочем, все эти красивости заканчиваются, как только начинается прямое действие. Ларс фон Триер, после плавного «Антихриста», отчасти возвращается к стилю «Догмы-95»: трясущаяся камера, практически документальная манера съёмка, эффект полного присутствия. Дистанция между актёрами и зрителями сокращается до расстояния вытянутой руки, лица на крупных планах живут не передаваемыми эмоциями. Когда случается конец света, паника Генсбур выглядит самым что ни на и есть убедительнейшим образом. С другой стороны хвалить за это актрису, да и режиссёра, по меньшей мере, глупо, потому что умелый датчанин фон Триер давно уже превратился в одного из, если не в главного режиссёра современности. Все его провокации (последняя из громких — на пресс-конференции Каннского кинофестиваля, где его объявили персоной нон-грата) выглядят лишь незначительным продолжением его выдающегося творческого метода, который в «Меланхолии» работает своеобразным лекарством от депрессии (Триер, к слову, знает толк в депрессии, так как сам страдал ею). В виду того, что режиссёр делает своих героев настолько неприятными, а ожидание конца света настолько невыносимым, что когда этот конец случается, встречаешь его, на удивление, с радостью. После чего обновленный, вдыхая свежий воздух на выходе из кинотеатра, снова хочешь жить.

с 7 июля


«Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II » (Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2)

Оценка:

Дэвид Йэтс. В ролях Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Рэйф Файнс, Алан Рикман, Хелена Бонем Картер, Майкл Гэмбон. США-Великобритания, 2011.

Эпоха уходит, люди остаются, чтобы, в конечном счёте, тоже уйти вместе с ней. Вот и «Гарри Поттер» в своём киновоплощении подошёл к концу. Если так повспоминать, что было за эти 10 лет, то сразу как-то прямо и не скажешь. Много чего было. И хорошего, и дурного. От детских утренников (см. «Философский камень» и «Тайную комнату») сага плавно трансформировалась в увлекательный и несколько хулиганский подростковый бунт («Узник Азкабана»), после чего побуксовав на распутье («Кубок огня»), вырулила к стилистически выдержанному финалу («Орден Феникса», «Принц-полукровка», «Дары смерти»).

Режиссёр последних трёх частей (точнее четырёх, учитывая то, что «Дары смерти» поделёны на два фильма) неодарённый, но упорный ремесленник сваял, возможно, самую экологически чистую экранизацию, без какого-то визионерского, как допустим у Альфонсо Куарона, видения. Другое дело, что во вторых «Дарах смерти» на такие мелочи уже не особо обращаешь внимание. Всё идёт своим чередом, подчиняясь невидимому маховику времени, динамичному действию и пулемётным спецэффектам (видимо, смета их расходов была составлена так, чтобы мобилизовать все возможные ресурсы напоследок). Драматизма тоже хватает. Поэтому ближе к концу становится уже не важно хороший ли на самом деле последний фильм саги или плохой. Плачешь навзрыд, потому что на душе нечеловечески грустно. Где-то громыхают взрывы, где-то падает ещё один доблестный защитник «Хогвартса», где студенты школы чародейства и волшебства празднуют победу над Волан-де-Мортом. Где-то. Но не с нами. В другом времени, другом месте, другой эпохе. Которая была, но прошла.

с 13 июля