О том, как хоронить своих мертвецов (по обычаям народа мери) и куда ведут рельсы поезд, превратившейся в государство | Культура

18 мая 2011 | Культура

13.05.2011 | Ткачёв Евгений |

О том, как хоронить своих мертвецов (по обычаям народа мери) и куда ведут рельсы поезд, превратившейся в государство, рассказывают книги из свежего обзора VIP74.ru.

 

Овсянки

Денис Осокин. КоЛибри, Москва, 2011

Роман, послужившей основой для фильма Алексея Федорченко (см. интервью с ним: https://vip74.ru/kultura/tem-kto-ne-znaet-meri). Сюжетная зарисовка о нравах и обычаях финно-угорского народа мери, продолжающая жанр «этнографических экспедиций» в духе произведений Алексея Иванова «Сердце Пармы» и «Золото бунта». Отличительная манера письма Дениса Осокина отсутствие заглавных букв и (практически) знаков препинания доводит его текст до состояния блаженного исступления, которое в фильме было передано в том числе за счёт горлового пения (к слову, мощного). Удивительная литература об удивительных людях, почти, а может уже и полностью исчезнувших с лица Земли.


Железный совет

Чайна Мьевиль. Эксмо, Домино, Москва, Санкт-Петербург, 2011

Новая книга английского фантаста с необычным именем и внушительным образованием, в молодости много пожившим в Африке, поэтому сублимировавшего в своём творчестве элементы разных культур. Всего Мьевиль написал семь романов в стиле так называемой «странной прозы» (weird fiction). На деле же это, по большему счёту, стимпанк (или, если угодно, паропанк — жанр фантастики, обращающейся к мирам, в которых в совершенстве были освоены технологии паровых машин и механика).

«Железный совет» входит в «нью-кробюзоновский» цикл автора (город Нью-Кробюзон находится в вымышленном мире Бас-Лаг), который также составляют «Вокзал потерянных снов» и «Шрам». «Совет» рассказывает о поезде-государстве (привет «Жёлтой стреле» Пелевина), который на всех парах мчится… Куда? Это одна из главных интриг романа.

На заметку: можно сказать, что проза Мьевиля на каком-то идеологическом уровне противостоит прозе традиционного фэнтези. Если последнее характеризуется некоторой бесплотностью (заложенной ещё Джоном Р.Р. Толкиеном во «Властелине колец»), то сюжеты Мьевиля отличаются предельной физиологичностью, и как следствие правдоподобностью.