Рецензия на фильм Василия Сигарева | Культура

29 ноября 2012 | Культура

Василия Сигарева в Челябинске вспоминают по осени. В прошлый раз в 2009, когда свою дебютную работу «Волчок» режиссер привез сюда сам. И в 2012, когда все ждали, что он привезет «Жить», но визит по неизвестным причинам отменился.

Тем не менее, премьера фильма состоялась и собрала почти полный зал: богатая на награды, в частности, за лучшую режиссуру на «Кинотавре» и гран-при фестиваля восточноевропейского кино, картина была большим ожиданием.

После прорывного «Волчка», Сигарева готовили к тому, что удержать уровень будет непросто, да и критики будут судить по всей строгости кинематографического закона. Но, отстрелявшись на нескольких фестивалях, создатели, пожалуй, могут вздохнуть спокойно.

«Фильм «Жить» мне понравился больше, чем «Волчок». «Волчок» —  это действительно натурализм, а «Жить» — это все-таки символизация и мифологизация».

Татьяна Семьян, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы факультета журналистики ЮУрГУ

В рецензиях случайным образом попавших на показ людей можно прочитать следующее: «Если  […] все твои знакомые, друзья и родные, слава богу, живы, но тебе несмотря на это все равно хочется по каким-то иррациональным причинам затусить на поминках, не переживай, у тебя есть уникальная возможность, посмотри фильм: «Жить», он снят специально для тебя!» Это пишут зрители, которые, клюнув на жизнеутверждающее название, хотели получить нечто сладкое и радостное. Те, кто хоть как-то был знаком с бэкграундом, знали, куда шли. И, тем не менее, слова «как на похоронах побывали» я слышала не от одного человека.

«Как только вышла из кинотеатра, захотелось купить билет и мчаться к любимому человеку в другой город. Сразу позвонила ему и попросила быть аккуратней».

Екатерина Степанюк, журналист

В предыдущем «Волчке» была одна пронзительная история, теперь их стало в три раза больше. Три истории о любви и смерти, три больших трагедии. Одна – с морем крови, другая – со скотским диалогами между матерью и ребенком, а третья — с детскими трупами. Считая, что зрители должны пропустить через себя все, что происходит в фильме, автор не жалеет их, накладывая друг на друга страшные сцены горечи и смерти.

«Это безусловный треш, но мне симпатично, что  Сигарев почти удержался в границах непошлости. Он чуть-чуть дольше, чем этого мне хотелось бы, показывал трупы девочек, но это не ошибка даже, это живое искусство».

Татьяна Семьян

Обе картины екатеринбургского драматурга и режиссера, что называется, пропущены через себя, через свой опыт. «Волчок» — это история его жены и исполнительницы главной роли Яны Трояновой. «Жить» — это случайное впечатление из собственного детства.

«Когда мне было 12 лет, я шел в школу и увидел похороны. Я на них зашел, и там стояло два гроба и стояла мать: это были два ребенка, они утонули одновременно. И я на нее смотрел и пытался понять, как ей жить дальше», — рассказывает Сигарев в одном из интервью.

«Мне интересно было бы спросить у Сигарева, откуда он настолько знает жизнь провинции, несмотря на то, что сам оттуда. Меня впечатлило, насколько уместны и реальны, современны в фильме лексика, обороты».

Юлия Аухатова, PR-специалист

Снятое в провинциальном городке, кино всеми своими деталями указывает, что такое случается где-то рядом и сейчас: вот ларек, в котором можно купить чипсы, вот обшарпанная электричка, вот скрипящая половицами квартира в старом сталинском доме, вот мент, отбивающий пресные шуточки.

«Несмотря на весь быдловскй российский антураж, совершенно угрюмый, мрачный и синий, я это восприняла как поэтику. Для меня это история о жизни и смерти, это не о России все-таки. Тут хоть американскую провинцию возьми, так же история».

Татьяна Семьян

Герои в какой-то момент могут пересечься и увидеть друг друга, но, тем не менее, у каждого своя трагедия, своя реальность, свой «апокалипсис,… замкнутый в пространстве», как говорит Сигарев. Маленький, личный, но абсолютный апокалипсис.

Автор Алина Валяева