28.04.2011 | Шубина Ксения |
Сегодня в Челябинском театре оперы и балета имени М.И. Глинки зрители увидят премьерную оперу «Царица». Это первая опера Давида Тухманова о судьбе Екатерины Великой, истории ее царствования и любви. С двухдневными гастролями ее представит Московский музыкальный театр «Геликон-Опера».
«Царица» – целый проект, организованный Фондом просвещения «МЕТА» при поддержке Финансовой корпорации «УРАЛСИБ». Вчера организаторы и артисты рассказали о нем на пресс-конференции челябинским журналистам. В первую очередь, в диалог с прессой вступила сама царица, точнее одна из трех — исполнительница роли «взрослой» Екатерины — Ксения Вязникова.
— Пропустите царицу! — иронично сказала она, пытаясь пройти между журналистами в широком красивом платье эпохи XVIII века.
О фонде и его организаторах рассказал управляющий филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в Челябинске Александр Киреев. По его словам, для корпорации важны не только финансовые достижения, но благотворительные проекты. Она материально поддерживает фонд «МЕТА», который реализует программы духовного и культурного развития. Фонд создан акционером «УРАЛСИБа» Николаем Цветковым.
— Нам повезло с ним, — подчеркнул Киреев. — Он уделяет внимание не только экономике, но различным социальным проектам, в том числе помощи ветеранам и детским домам.
Председатель Правления фонда Валентина Сигаева в свою очередь отметила, что «МЕТА» занимается также сохранением и развитием исторического наследия страны. Она привела в пример ОАО «Императорский фарфоровый завод». Его эксклюзивные изделия будут представлены на специальном стенде в театре, и их можно будет приобрести непосредственно перед спектаклем. Также фонд привез детские рисунки одного из его проектов – международного конкурса «Красота Божьего мира».
— Челябинск — это шестой город, куда приезжает «Царица», — отметила Сигаева. — Спектакль начал жизнь в 2009 году, дважды уже был показан в Москве — в Александрийском театре и Большом, также в Краснодаре, Уфе, Санкт-Петербурге.
Дирижер-постановщик спектакля Константин Чудовский рассказал, в чем заключается уникальность оперы. По его словам, в «Царице» сошлось большое количество невероятно талантливых людей.
— Когда мы узнали, что оперу написал великолепный композитор Давид Тухманов, никто не знал чего ожидать, — вспоминал Чудовский. — Он присутствовал на каждой репетиции, что-то дописывал, вносил изменения. Благодаря гениальному режиссер-постановщику Дмитрию Бертману постановка шла просто взахлеб. На вторую неделю репетиций при входе в театр мы слышали, как музыку оперы напевали вахтеры и охранники. Также он отметил великолепную работу балетмейстера Эдвальда Смирнова и хора, который в столице стали называть поющим балетом.
— Хор во время спектакля много раз переодевается, все просчитано до секунд, — отметил Чудовский. — Мне, как дирижеру, приходится точно рассчитывать время, если я буду руководить музыкантами немного быстрее, то хор может выйти на сцену одетым не полностью.
По его словам, проект невероятно красивый. Несмотря на то, что «Царица» написана Тухмановым (композитор эстрадных песен — прим. автора), она все-таки является классической оперой, только более мелодичной и «открытой». В реквизит театра входит 400 костюмов для артистов, у которых на одно переодевание во время спектакля уходит только сорок секунд. Кроме этого, на сцене во время постановки горит около 700 свечей, которые подчеркивают декорации, выполненные в духе эпохи.
После пресс-конференции журналистам предоставили возможность побывать на репетиции премьеры. Перед ней мне удалось немного поговорить с Екатериной-«старшей», Ксенией Вязниковой, которая исполняет роль уже состоявшейся императрицы. По ее мнению, опера «Царица» — масштабный проект, как для России, так и для мира.
— Сыграть Екатерину Великую была моя мечта, — с улыбкой сказала она. — Помню, когда я пела частушки Варвары в оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», одна дама-музыковед сказала: «Я мечтаю, чтобы какой-нибудь композитор написал для тебя Екатерину Великую».
Она рассказала, что второе большое удовольствие после пения в опере – это выступать в шикарных костюмах, они очень разные для всех артистов «Царицы». На вопрос, на сколько сложно было трем актрисам, представляющим Екатерину Великую в разные годы ее жизни, слиться в единое целое, Вязникова ответила достаточно уверенно.
— Нам было совершенно несложно. У нас замечательный и дружный театр: всех сплачивает вокруг себя талантливый режиссер Дмитрий Бертман. Каждая мизансцена в спектакле сделана очень тонко, четко сплетена со следующей, и одно вытекает из другого.
По ее мнению, Тухманов написал очень красивую и удобную для голоса оперу.
— Все получилось необыкновенно по-русски, — заметила актриса. — Это роскошный проект для России, который поднимает статус страны на другой уровень.