Известный российский актер Евгений Цыганов представил челябинским зрителям картину Александра Гордона «Огни притона», в которой сыграл одесского пижона. Ее показ состоялся в рамках фестивальной киноакции «Виват Оболенский!».
Мам Люба
В солнечной Одессе 50-х годов, где небо иногда затягивают тучи и идёт проливной дождь, время застыло, как «тревожная ртуть». Владелица борделя мам Люба (Оксана Фандера), практикующая гуманное обращение с подопечными проститутками, водит на пляже дружбу с городским сумасшедшим (хотя, чёрт знает, может быть действительно пророком), берёт шефство над сыном одного давнего приятеля (Богдан Ступка) и периодически наведывается к матери (мощный выход Ады Роговцевой), которая каждый раз встречает её словами: «О, проститутка приехала!»
Эта тихая, спокойная, иногда взрывающаяся драматургическим конфликтом (кажется, сугубо для того, чтобы зритель окончательно не заскучал) история говорит об Александре Гордоне, возможно, гораздо больше, чем он сам о себе может рассказать. Интеллектуал всея Руси, критик всего, ведущий программ «Закрытый показ» и «Гордон Кихот», похоже, мало заинтересован в том, чтобы сражаться с ветряными мельницами. Гораздо больше его интересуют неспешный уклад девичьей жизни (шлюхи? ну и что?), механика чувств, слёзы на глазах, те процессы, что протекают в женском сердце, которые заставляют, например, стирать мужские носки…
Продюсерская цензура
Евгений Цыганов, сыгравший в «Огнях притона» одесского пижона, ключик к женским душам, кажется, уже нашел. Многим девушкам фильм понравился, в том числе, благодаря участию в нем «русского Брэда Питта» (как называют его некоторые поклонницы).
По словам самого Цыганова, в России сейчас нет режиссеров, с которыми он не хотел бы работать, но предпочтение Евгений старается отдавать друзьям.
— Всё меняется, — говорит он. — Сегодня человек снимает блестящий фильм, а завтра он блуждает в непонятных местах. И наоборот. Человек может снимать «Особенности национальных» я не знаю чего, что тоже неплохо, а потом снять «Кукушку», которая является замечательным фильмом. Важно «сейчас» и насколько оно перекликается с твоей историей. Кинематограф — плотное пространство. Все друг друга знают, дружат понемногу. Я бы хотел сниматься у друзей. Под этим словом я не подразумеваю тех людей, с которыми ходил в первый класс. А тех, с которыми общаюсь, с которыми стараюсь что-то изменить в кино.
Для Евгения Цыганова нет табу в актерской работе. Его внутренняя цензура уступает стремлению к творческим экспериментам. Кажется, он вообще против любой цензуры. Но признает, что она существует.
— Раньше цензура была правительственная, сейчас она продюсерская, — считает он. — С политики партии она перешла на политику рынка. Она менее определенная, но не менее мягкая.
По мнению Евгения Цыганова, гораздо серьезнее на российском кинематографе сказывает не цензура, а отсутствие сильного кинообразования.
— В Екатеринбурге свердловская киностудия практически не функционирует, потому что нет образования, — уверен актер. — Откуда возьмутся люди, которые будут снимать? Я был в Германии. Она поделена на земли, и на каждой земле есть институт. Под это выделяются деньги, потому что власть считает что это важно, что это культурная среда. Это имеет место быть, как иранское, испанское и скандинавское кино. К сожалению, в России с кинообразованием большие проблемы. Коля Хомерики учился во Франции, например. Если вы поступите во ВГИК, то поймете что он не обладает практической базой.
«Гренки» и дети
В 2009 году поклонники Цыганова радовались возрождению его музыкальной группы «Гренки». Радость была недолгой. Проект снова «заморожен».
— Мы отыграли полгода, — продолжает Евгений. — Мы сыграли около десяти концертов в Киеве и Москве. Сыграли на джазовом фестивале и разбежались по внутренним делам. Сейчас думаем о том, чтобы начать делать новый проект. С теми же людьми. Потому что найти новых людей пока нет возможности. Хотя хотелось бы. Мы утомили друг друга за эти десять лет.
Оставаясь одним из самых востребованных российских актеров, Евгений Цыганов, тем не менее, находит время на воспитание детей. У него их много — пять человек.
— Проблема решается просто, — резюмирует он. — С утра отвел детей в детский сад, забрал, погулял, сказку на ночь прочитал и всё. Если нет времени, надо себя ограничивать в графике, всех денег не заработаешь. Второй вариант — дети учатся без отца. Возможно, это тоже неплохо. От сумы, тюрьмы и гастролей не зарекаются.
Евгений Ткачев, Василий Трунов