В шести муниципалитетах нашей области серьёзные проблемы с трудоустройством. Автозавод «Урал» продолжает увольнять рабочих. И есть ли будущее у наших моногородов?
Трудный рынок
Рынок труда складывается, и если можно так сказать, развивается наиболее туго в Карабаше и Карталах, Кизильском, Нязепетровском, Октябрьском и Уйском районах области. Жителям этих поселений сейчас просто негде работать.
Пресс-служба главного управления по труду и занятости региона сообщает, что напряжённость на рынке труда Челябинской области, то есть «количество граждан, не занятых трудовой деятельностью и состоящих на учёте в службе занятости населения, в расчёте на 1 заявленную вакансию, в конце августа 2012-го составила одного человека». На 1 сентября на учёте в центрах занятости населения (ЦЗН) в поиске и ожидании работы тусуют 32740 человек. С начала года в ЦЗН обратилось 78470 желающих поработать. Также радируется, что это почти на 19% меньше, чем было в прошлом году.
80% от общего числа обратившихся — люди нигде не работающие. Иностранные граждане и лица без официального гражданства не составили и 1%, их — 0,07. Зато женщин на биржах труда почти 52%. Среди получателей услуг ЦНЗ около 44% ищут работу на производстве, то есть это люди, имеющие рабочие специальности. Безработные сферы услуг — 21%. Но самое поразительное, что 36% обратившихся южноуральцев до этого не работали вообще, и в поиске средств к существованию и стажа впервые!
ЦНЗ и минимум
Региональные работодатели предоставили в ЦЗН более 125600 вакансий. Почти 70% из этих вакансий с зарплатой превышающей прожиточный минимум в области, а 80% — частичная занятость по замещению рабочих профессий. То есть непостоянная работа. При этом размер прожиточного минимума в I квартале 2012-го из расчёта на душу населения составил 5629 рублей. Для трудоспособного, экономически активного населения чуть больше — 6090, для пенсионеров — 4385, а для детей — 5547 рублей. И эти показатели утвердил губернатор Челябинской области своим постановлением №118 от 24 апреля этого года.
«Урал» теряет кадры
По цифрам всё как бы неплохо. А по факту всё не так, чтобы хорошо. Этой осенью с автозавода «Урал», являющимся градообразующим предприятием Миасса, по сокращению штатов будут уволены 237 рабочих. А до конца года их станет более 500 человек, — не отрицает пресс-служба предприятия. Не знаю, как это отразится на состоянии города с численностью населения в 153 тысячи. Но на состоянии отдельных граждан и их семей скажется явно негативно.
Антикризисная комиссия УралАЗа позаседала и решила, что из-за отсутствия заказов «оборонки» общий объём производства упадёт примерно на 30%. Поэтому завод пора перевести на неполную рабочую неделю, урезать кое-кому зарплату, а некоторыми не слишком ценными сотрудниками можно и пожертвовать. Во имя общего производственного дела и дальнейшего благоденствия.
Специалисты ЦНЗ Миасса отчитываются, что уровень безработицы в городе составляет 1,9%, а в прошлом году был 2,6. А о сокращении персонала осенью заявили ещё несколько предприятий. Но что все эти цифры и выводы должны значить для простых людей, непонятно. Им по-прежнему нужно как-то жить и где-то работать.
А реестра нет
На этом фоне, дефицита работы в моногородах и поселениях, у нас в стране до сих пор не создан их реестр, не обозначены проблемы и пути решения. Хотя по мнению экспертов, такие поселения в современной России — важный элемент крупной мегаполисной сети.
В каждом моногороде присутствует тесная связь между градообразующим гигантом и всей остальной экономической и социальной жизнью. И это вносит дополнительные риски на любом уровне: города, региона или целой страны. Представьте, что ваш регион выращивает картошку, только картошку, хотя и разных сортов. Случился неурожай. Год, два, а потом урожай да не такой, дальше — засуха, в следующем сезоне — потоп. Рынок обвалился, картошка не нужна, все перешли на бананы. Какую станете собирать комиссию и что делать будете?
Металлурги и другие
В нашей области таких моногородов хоть отбавляй. Аша (ОАО «Ашинский металлургический завод»), Верхний Уфалей (ОАО «Уфалейникель»), Карабаш (ЗАО «Карабашмедь»), Магнитогорск (ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»), Миасс (ОАО «Миасский машиностроительный завод» и ОАО «Автомобильный завод «Урал»), Нязепетровск (ОАО «Нязепетровский краностоительный завод), Сатка (ОАО «Комбинат «Магнезит»)… И все они отнюдь не картошку выращивают. Но несмотря на мощь и потенциал, их общей чертой является крайняя ограниченность экономических возможностей как для людей, так и для хозяйствующих субъектов.
Общие проблемы
На работе одного завода завязаны бюджеты каждой семьи и города в целом. Отсюда раздрай в функционировании городского хозяйства, безработица, разброд и шатания. Все горожане имеют однородные навыки в плане профессиональном, они взаимодополняемые, но не заменяемые. Как правило, в таких городах и недостаточно хорошо развита транспортная инфраструктура. А жители инертны безынициативны и не желают покидать насиженных мест, менять образ жизни. И это называется стойкостью менталитета.
Проблемы моногородов стали обсуждаться у нас достаточно активно с 2008-го. И — самыми действенными способами борьбы с издержками производства избрали сокращение персонала, и роспуски в бессрочные неоплачиваемые отпуски по инициативе администрации. Но ведь 3-4 года назад — это были отголоски кризиса. А что сейчас: загибающиеся города, куча безработных, не согласных работать за прожиточный минимум, бездействующие администрации и уйма недовольных.