Выборы-2012 и Россия-2020 | Экономика

09 августа 2012 | Экономика

События избирательной кампании по выборам президента РФ сейчас находятся в центре внимания. Менее яркие стратегические вопросы развития страны при этом отошли на второй план. Вместе, широко разрекламированный совсем недавно план развития страны — «Стратегия 2020» — приказал долго жить, другой стратегии стране не предложено, и все больше начинают проявляться социально-экономические проблемы, которые существенно влияют как на общественную жизнь так и на перспективы развития.

Денег мало, их будет больше, только если сильно повезет

АвторСергей Гордеев, руководитель научно-образовательного центра «Развитие региональных социально-экономических систем» Института экономики УрО РАН и ЧелГУ

Причины многих современных социально-экономических проблем связаны с замедлением роста государственных финансов России и их неэффективным использованием, а дальше неизбежно следуют уже заметные многим риски снижения благосостояния населения. Эти финансовые проблемы находятся пока в тени и не бросаются в глаза, но в итоге отражаются в настроениях общества как в зеркале.

Продолжение курса социально-экономического развития предыдущего десятилетия сейчас очевидно бесперспективно. Изменилась вся глобальная система ценностей. В мировой экономике ситуация принципиально иная, а Россия c экспортно-ориентированной сырьевой экономикой сильно зависит от мирового сообщества. Соответственно вопросы: где мы находимся, и куда следует идти? — требуют переосмысления.

Меняются приоритеты развития. Сейчас стало гораздо труднее решать проблемы, «заваливая» их легкодоступными нефтегазовыми и кредитными деньгами, не контролируя при этом эффективность вложений. Таких денег просто стало намного меньше. Одного этого уже достаточно для возникновения в обществе требований по корректировке курса.

По словам Алексея Кудрина, только везение в виде скачка цен на углеводородное сырье позволило избежать в 2011 году пятипроцентного дефицита бюджета России. Однако в бюджете 2012 года заложена цена на нефть близкая к текущей, максимальной. Этот бюджет значительно более сложен в исполнении — да и всерьез надеяться, что нам постоянно будет везти, не стоит. Сокращение денежного потока уже сказалось на региональных бюджетах, и многим придется затянуть пояса, риски снижения благополучия возрастают.

Плохая эффективность — кто контролирует расходы бюджета?

Во времена экономической неустойчивости и быстрых перемен «ручное» управление становится малоэффективным — за всем не поспеешь. Так что простая замена руководящих кадров мало что даст. Эффективных институтов управления государственными финансами в России так и не создано. Вероятно, слишком велики противоречия в элите при обсуждении этого вопроса.

Впрочем, Россию неэффективностью использования государственных финансов в форме бесхозяйственности или коррупции удивить сложно. Это известно еще со времен становления многих государственных институтов при Петре Первом. Однако опасно, когда эти явления начинают влиять на государственное развитие. Астрономическая стоимость строительства дорог, падающие на голову спутники и позолоченная мебель для госслужащих — это звенья одной цепи.

Закон о Госзакупках (№94 ФЗ), по мнению многих, успешно генерирующий лишь псевдоконкурсы, на протяжении ряда лет не критиковал только ленивый. Даже по признанию власти, потери исчисляются десятками миллиардов рублей. А что в итоге? — «воз и ныне там». К чему приведет выделение новых триллионов из бюджета даже на самые благие цели? Для многих это очевидно — к изменениям на банковских счетах у немногих. Про закрытые темы гособоронзаказа говорить вообще сложно, тут могут быть просто огромные «черные дыры» госфинансов. Нередко участие в госпрограммах рассматривается почти как освоение золотых россыпей Клондайка.

Планирование распределения средств государственного бюджета не претерпело существенных изменений со времен СССР. Какой уж тут рынок и эффективность! Оценка деятельности идет прежде всего по затратам — по объемам выделенных бюджетных средств на те или иные цели. Отчет о деятельности на благо государства обычно выглядит так «выделили столько то миллионов и тысяч рублей на такие то цели» — до оценки результативности при этом дело не обычно доходит.

Принцип — если не доказано хищение, то любая трата бюджетных средств считается эффективной, незыблем. Однако прямая связь между затратами бюджета и улучшением благополучия населения далеко не очевидна и необходимые обществу результаты все время остаются в стороне. Кроме того существующие неэффективные расходы часто из года в год масштабируются, а также к ним постепенно добавляются новые. Далее увеличиваются очень опасные риски диспропорций и неэффективной работы системы в целом.

Отсутствие действенных и контролируемых механизмов распределения государственных средств при их дефиците, в более сложных экономических условиях неизбежно будет приводить к социальным проблемам, а далее — к протестам, как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Протесты в данном случае только следствие и бороться поэтому лучше все-таки с причинами.

Страна оказалась без стратегии развития

Вместе тем, с долгосрочными планами развития и преобразования России не все гладко. Ни реальных, ни официальных, ни альтернативных — их нет. Мертворожденные или устаревшие тома, пылящиеся на полках, не в счет. Пользы от них, как от расписания поездов позапрошлого года, а в условиях быстрых глобальных перемен — еще меньше.

Именно вопросы официальной стратегии развития России до 2020 года рассматривал ежегодный Гайдаровский форум — международная конференции «Россия и мир: 2012—2020», проведенный на днях в Москве. На форуме, где присутствовали действующие министры, ученые, деловые круги прямо или косвенно можно было услышать все наиболее интересное и существенное о нашем современном развитии.

Однако в итоге осталось множество вопросов, четкого понимания даже ближайшего будущего не появилось. Министры РФ, в том числе образования и здравоохранения, говорили о том, что все у нас развивается по плану и без серьезных проблем. Деловые круги, хотя и не резко, но критично характеризовали деловой климат. Однако вопросы по перспективам остались. Также стала понятна судьба Концепции социально-экономического развития «Стратегия-2020». Ее разработка началась еще в 2008 году Академией народного хозяйства и Высшей школы экономики с участием 1,5 тысячи экспертов. Возможности разработки такого монстра для современной динамичной экономики вызывали сомнения (это больше напоминало творение времен Госплана СССР про строительство коммунизма).

Чуда не случилось и «Стратегия 2020» оказалась невостребованной. Вероятно, не выдержав проверки и публичной критики, она тихо закончит свою жизнь на полках. В экономическом сообществе ее характеризовали как фиктивный, рекламный продукт, не имеющий особого значения для реальной жизни. Судьбу концепции косвенно подтвердил и курирующий ее разработку первый вице-премьер Шувалов.

А вот вопросы, каковы перспективы развития России, ее регионов и городов, какими будут потребности и доходы регионов — остались без ответа. Их придется рассматривать уже после выборов. В итоге на момент выбора президента мы имеем только не слишком достоверные и требующие корректировки цифры бюджета на ближайшие два года, а о том, что будет в стране после 2014 года, остается только догадываться.

Серьезных программ развития городов и районов практически нет. Преобладают не выдерживающие никакой критики, пылящиеся на полках у глав муниципалитетов варианты. Все это — сложные, принципиально новые задачи, выходящие за границы интересов Министерства экономического развития РФ, тем более с учетом расширения полномочий регионов. В итоге вопросы собственного перспективного развития регионам предстоит решать самостоятельно, так же как и выстраивать взаимодействие местной власти и общества.

Выборы-2012 должны обеспечить развитие в обстановке доверия

Вопрос выбора Президента — по сути, вопрос о том, кто наиболее грамотно, разумно и с наилучшим результатом для населения обеспечит проведение необходимых реформ для успешного социально-экономического развития страны и регионов.

Здесь у нас есть многократный печальный опыт не только революционных скачков, но и «постепенных» реформ. При российских институтах власти самые благие планы и намерения из-за качества их реализации уже не раз давали негативный результат, либо были оказывались чисто «косметическими». Сейчас подобная практика и перспектива развития уже не устраивает большинство общества. Честные выборы не обеспечивают всеобщего счастья — это только первый необходимый шаг. Далее должна начаться сложная и последовательная работа по эффективному решению проблем развития с пониманием перспектив хотя бы на несколько лет вперед. Мы слишком часто запаздываем и не поспеваем за ритмом времени.

Следует отметить, что при любом новом президенте, без согласия и активного участия гражданского общества сложных общественных проблем бесконфликтно не решить (это к вопросу о честных выборах и легитимности власти). Действие общественных и экономических законов нельзя остановить, неразумно их не замечать и игнорировать. Еще более недальновидно, по привычке ссылаясь на происки врагов—конкурентов, пытаться тормозить перемены и ждать возврата к прежнему курсу по итогам выборов. Изменения неизбежны, а ставить палки в колеса истории бесперспективно. В самом близком будущем это чревато очень серьезными последствиями— экономика не терпит пренебрежения к своим законам.