03.08.2011 | Куклев Сергей |
18-я по счету агропромышленная ярмарка «Агро — 2011» в этом году открылась на новом месте. Горожане помнят, что до сих пор быки и козы умащивали навозом площадь перед Дворцом спорта «Юность». Теперь этой чести удостоился Ледовый дворец «Трактор». На 6 тысяч квадратных метров расположились три сотни экспозиций ведущих сельхозпроизводителей Южного Урала…
Снаружи «Трактора» лил дождь, омывая трактора и комбайны. Не нашего, конечно, производства — Брянск, Италия. Где-то вдалеке протяжно мычали коровы. В воздухе плыл запах парного молока и мазута. Внутри дворца было прохладно. Слишком даже прохладно, пожалуй. По причине удаленности «Трактора» зрителей собралось немного, так что надышать не успели. Сразу слева от входа — огромное представительство ЧП Мингазиной из Агаповского района. Это, на мой взгляд, крупнейшее фермерское хозяйство в области. Собственно, так они о себе негласно и заявили. Стол ломился от сот с медом, крынок молока, караваев и запеченных молочных поросят. Овощи тоже не подкачали. Чистые и умытые, они лежали живописными грудами на полу.
Дальше шли «экспозиции» победнее. Косметика для бани, всякие продукты из пророщенной пшеницы, деревянные игрушки, кумыс, мед-мед-мед и почему-то барышня с микроскопом. Она брала кровь у всех желающих и показывала на мониторе ноутбука, что ждет их в будущем. Я хотел было сдать каплю собственной крови, но тут подъехал губернатор, которого полчаса как уж ждала группа чиновников у входа. Пробегая до дверей, я краем глаза увидел, что стенд «Ассоциации китайских предпринимателей», еще десять минут бывший на этом месте, канул в Лету. Это показалось логичным. Непонятно, по каким соображениям, китайцы выставили лотки с ширпотребом. Майки и бюстгальтеры чрезвычайно диссонировали на фоне продуктов пчеловодства и растениеводства…
Михаил Валериевич не стал спешить. Это его второй визит на «Агро», поэтому он уже вошел во вкус и знал, с чего начать. Начали с «железа». Вниманием губернатора моментально завладел министр сельского хозяйства Иван Феклин, который обширно обводил руками застывшую технику и рассказывал что-то. Что — узнать не удалось, чиновники и охрана оттеснили пиджачными спинами журналистов. Но явно соблазнительные перспективы рисовал глава минсельхоза, ибо брови Юревича застыли в нейтрально-благожелательной позиции.
Дальше мы отправились осматривать фермерские экспозиции. Губернатор задержался у Мингазиных, примерил халат с тюбетейкой и о чем-то долго беседовал. Мне пару раз послышалось слово «компенсации» и один — «поставки». Поговорив, Юревич прошел на ледовую площадку. Лед прикрыли пластиковыми панелями, но предательская прохлада подсказывала, что он близко. Там, где обычно гоняют шайбу плечистые небритые парни с частично отсутствующими зубами, сегодня расположился весь цвет и запах южноуральской продуктовой промышленности. Живая рыба, лук «Экслюзиф», сыр «Сыр таке», колбасы, макароны, алкоголь и прочая и прочая.
Открыв мероприятие, Михаил Валериевич отправился беседовать на центральную «аллею» выставки. К моему глубочайшему сожалению, я не могу сообщить вам содержание бесед. Был бы я сурдопереводчиком, то наверняка решил бы, что руки, словно скатывающие колобок, означают инвестиции, а ладони, разрубающие воздух в горизонтальной плоскости — трудности со сбытом. Дольше всего областной глава простоял у стенда компании «Сигма». Он так и сяк вертел в руках бутылки растительного масла, задавал вопросы директору предприятия, внимательно выслушивал ответы. Его большое лицо улыбалось.
Из-за спин охранников то и дело выпрыгивали бойкие старушки с мобильными телефонами. Селяне вытягивали красные шеи и спрашивали друг у друга: «Кто Юревич?» Обслуга стендов застенчиво нарезала колбасу и приглашала откушать у них. Но губернатор не отдал предпочтения никому. Он плыл, как кит в своем собственном море, и был недоступен и одновременно рад каждой кильке.
Чуть больше внимания досталось журналистам.
— Прошлый год был засушлив. Этот — очевидно — будет урожайным, — сообщил в камеры улыбающийся Юревич. — Я очень доволен. Вопрос — какой будет цена на урожай? Потому, что неурожай — убытки, урожай — низкая цена.
Я приятно удивлен, что наши предприятия работают на российском уровне. Например, «Сигма», производящая растительные масла, занимает пятое место на российском рынке. При этом Челябинская область производителем масла не является. Делают его в Башкирии, а потом привозят к нам. Сейчас только начали растить подсолнух именно под них.
Челябинская область — это центр по переработке сельхозпродукции. Пищевая промышленность у нас бурно развивается по всем направлениям. Чего нам не хватает? Есть свиноводство, животноводство, птицеводство, не хватает сбалансированных кормов, то есть переработки продуктов растениеводства, отходов масляного производства.
— Какие у вас прогнозы? — стараясь перекричать объявления о продаже комбикорма из динамиков, спросила журналистка.
— В прошлом году мы помогли сельскому хозяйству пережить засуху. Кое-кто даже оказался с прибылью. Но в любом случае, все, кто хотел, подготовились к посевной. И виды на урожай очень хорошие, — еще раз подчеркнул Михаил Валериевич. — Нам нужно расширять географию сбыта. Потому что наша область — это переработка, а переработка — приличные отчисления в бюджет. Сейчас налоговые поступления в бюджет от пищевой промышленности сопоставимы с черной металлургией. Необходимо идти дальше и не останавливаться на достигнутом…
Поделившись своими соображениями, Юревич опять вышел на улицу, осмотрел вольеры со всяческой пригодной в пищу живностью и отбыл в свою резиденцию. Я вернулся в «Трактор» и пожалел, что не захватил с собой денег. Не забудьте, «Агро — 2011» — это ярмарка, а на ярмарке можно купить почти все. И цены, кстати, не кусачие, потому что конкуренция. Но шанс пополнить запасы в холодильнике остается: выставка-продажа продлится до пятницы, а в 16 часов этого дня закроется до следующего года.
фото — пресс-служба губернатора Челябинской области