В будущем году в Челябинске откроется крупнейший на Южном Урале торгово-развлекательный комплекс «Родник». О том, что ждет челябинцев в новом центре торговли и развлечений, рассказывает генеральный директор ООО «Родник» Владислав Редькин.
Хотим предложить совершенно иное качество сервиса
— Любой проект всегда начинается с какой-то идеи, несущей в себе тот или иной смысл. Какая идея, какой смысл у торгового комплекса «Родник»? Что именно ваша компания хочет предложить челябинцам? Тем более, что разнообразных торговых комплексов в областном центре за последние годы появилось немало…
Редькин Владислав Владимирович родился в 1968 году, в городе Фрунзе (ныне — республика Киргизстан); 1986—89 гг. служба в ВМФ СССР; в 1996 году окончил Московский Государственный университет (МГУ), физический факультет; в 2003 — окончил Московский институт международного бизнеса; с 1996 года руководил крупными торгово-промышленными холдингами в городе Москве, с 2005 года руководит ООО Родник. Женат, двое детей. |
— Как обычно бывает? Есть инвестор, который хочет что-то построить. Он получает участок, возводит, потом — заполняет объект, хорошо ли, плохо ли. Но все в итоге подстраивается под уже построенное здание.
В случае с «Родником» было как раз наоборот. Как только появилась сама идея построить торговый комплекс, мы сразу же обратились к специалистам в сфере коммерческой недвижимости, в московскую компанию «Магазин магазинов», которая, прежде всего, провела комплексный и детальный анализ земельного участка, на котором предполагалось строительство, возможностей, которые есть у города, покупательской способности населения, конкурентной среды — в общем, огромной совокупности факторов.
В результате родилась концепция комплекса и базовое техническое задание проектным организациям, рассчитанные специально для этого участка земли, для города Челябинска, для его жителей.
Прежде всего, проведенное исследование показало, что, несмотря на обилие торговых объектов в Челябинске, комплекса мирового уровня, отвечающего высоким европейским стандартам, а так же требованиям международных операторов, пока нет.
— Что вы подразумеваете под понятием «комплекс мирового уровня»?
— Классический Shopping MALL в Европе, и в Северной Америке предполагает четко выстроенную систему формирования пула арендаторов и расположения магазинов: как правило, обязательно представлены три основных «якоря», формирующих основной трафик покупателей — это развлекательный комплекс, продуктовый гипермаркет и магазин «товаров для дома», так называемый формат DIY (Do It Yourself). Якоря располагаются таким образом, чтобы направить потоки на все уровни комплекса. Кроме того, для того, чтобы объект был по-настоящему многофункциональным и способным привлечь и удержать как можно дольше покупателей, определяется основной состав направлений, которые должны быть представлены в комплексе – это fashion, бытовая техника, общественное питание, детские товары, товары для спорта и отдыха. И еще множество факторов, которые были учтены нами при строительстве ТРК «Родник», которые позволяют нам смело назвать наше детище комплексом мирового уровня. Подобных комплексов в Челябинске (в отличие от наших соседей Екатеринбурга и Уфы) пока нет, а потребность в них — огромная. И у покупателей, и у бизнеса — в том числе многочисленных предпринимателей, которые хотят продавать свои товары на качественно ином уровне. Об этом говорит и интерес потенциальных арендаторов — в среднем на одно торговое место мы имеем двух-трех претендентов.
Немаловажное значение имеет и расположение комплекса. Мы считаем, что оно исключительно удачно: практически в самом центре миллионного Челябинска, в нескольких сотнях метров от «Родника» — район застройки двух жилых микрорайонов бизнес-класса — «Западный луч» и «Манхэттен», которые вскоре станут домом для тысяч челябинцев. В радиусе нескольких километров — «спальный район» областного центра, в котором проживает 40 процентов населения города, и который испытывает серьезную нехватку необходимой для жизни инфраструктуры, в том числе ресторанов, магазинов, развлекательных центров. Еще один плюс — транспортная доступность: мимо «Родника» проходит основная на сегодня транспортная артерия, соединяющая центр города и северо-запад.
И уж если говорить об идее, идеологии комплекса «Родник», то, прежде всего, стоит заметить, что он рассчитан не только на челябинцев, но и на жителей всего Южного Урала. Мы хотим им предложить торговлю и развлечение совершенно иного стандарта. Южноуральцы ничем не хуже екатеринбуржцев, москвичей и питерцев, и заслуживают самого лучшего.
— Хотите стать туристической достопримечательностью?
— (улыбается) А почему бы и нет? Здание «Родника» не просто украсит наш город, но учитывая, что архитектурную подсветку комплекса, будет выполнять известная компания, специализирующаяся на разработке систем подсветки зданий, и превратившая не одно сооружение в архитектурный шедевр, оно будет очень эффектно смотреться в любое время суток.
— Давайте поговорим о характеристиках комплекса. Какая, например, у него площадь?
— Эскизный проект нам делала известная немецкая компания «ACP International» во главе с архитектором Клаусом Юнгком Согласно ему, общая площадь «Родника» — 135 тысяч квадратных метров. Если судить по этому показателю, то наш комплекс как минимум войдет в число крупнейших комплексов на Урале. Ближайший аналог — екатеринбургская «Мега» — меньше примерно на 6 тысяч «квадратов».
Площадь главного здания комплекса — 85 тысяч квадратных метров, из которых торговых площадей — 60 тысяч. Остальное — зоны общего пользования: парковки, технические помещения, холлы, коридоры. Само здание имеет четыре торговых уровня. При проектировании мы исходили из того, что одновременно в здании сможет находиться примерно 5,5 — 6 тысяч покупателей. Всего же «Родник» будет способен принимать до 40 тысяч посетителей в день.
Автомобильная парковка рассчитана на 1900 машиномест. Этого достаточно, чтобы обеспечить местами для стоянки всех приезжающих в «Родник». Причем, чтобы уложиться в имеющуюся площадь земельного участка, стоянку пришлось делать многоярусной.
— Сколько людей будет обслуживать комплекс?
— Если не считать клининговую компанию и охрану — около 70 человек — это инженеры, электрики, энергетики, бухгалтеры, маркетологи и так далее. Если же говорить о тех, кто будет работать у наших арендаторов — вопрос скорее к ним, и все подсчеты здесь приблизительны. Но в принципе, можно говорить о том, что в общей сложности открытие комплекса даст работу примерно 700-800 челябинцам.
Кто успел, тот — арендатор
— Как вы выбирали будущих арендаторов?
— Прежде всего, хочу заметить, что эксклюзивными правами по их подбору и привлечению обладает все та же компания «Магазин магазинов». Мы с ними работаем в очень тесном контакте и до нового года окончательно завершим формирование пула арендаторов комплекса.
Вести переговоры с «якорными» арендаторами мы начали еще в начале 2007 года, сразу после того, как была определена концепция «Родника». Для себя мы определили, что основными арендаторами — теми, кто займет места развлекательного комплекса, гипермаркета и магазина DIY — должны стать лучшие из тех, кто есть сегодня в России, лидеры рынка.
— И кто же в итоге будет присутствовать в «Роднике»?
— Если говорить о магазине «товаров для дома», то это Castorama — известный в мире бренд, входящий в тройку самых быстро развивающихся в России в своем сегменте торговли. При этом стоит заметить, что к нам очень хотел зайти и сегодняшний лидер российского рынка формата DIY — компания «Леруа Мерлен» (Leroy Merlin). Но так получилось, что Castorama просто успела раньше заключить с нами договор.
Та же ситуация и с операторами сетей кинотеатров. К нам приходили многие, но «Киномакс» заключил с нами договор еще тогда, когда комплекс был только на картинках. «Киномакс» представит в «Роднике» мультиплекс на восемь кинозалов, из которых три будут поддерживать формат 3D. Вместимость самого большого зала порядка 240 человек.
Кроме того, окончательно определены условия договора, и к нам приходит Zara — один из самых известных в мире модных брендов, их одежду любят и носят огромное количество людей во всем мире, и Россия — не исключение. Но в Челябинске этого бренда пока не было.
Магазин бытовой техники «взяла на себя» сеть «М-видео». Есть и другие известные компании в своих сегментах торговли — тот же «Спортмастер», например.
Пожалуй, единственный «якорь», с которым мы пока окончательно не определились — оператор продуктового гипермаркета. На подписании лежит два договора: с «Ашаном» и с российской сетью «Карусель» (входит в X5 retail group). У каждого оператора — свои преимущества. «Ашан» — известная международная марка, мировой и российский лидер, но у «Карусели» очень амбициозные планы плюс наличие собственного логистического распределительного центра в Челябинске и выгодное в финансовом плане предложение. Решение, повторюсь, будет принято буквально на днях.
— Большая часть «якорных» арендаторов — бренды, которые еще не были представлены в Челябинске. Так получилось, или же это принципиальная позиция?
— Отчасти. Конечно же, мы, хотим привлечь челябинцев чем-то новым, предложить им альтернативу, возможность попробовать что-то отличное от того, что уже есть на рынке. Кроме того, крупные, особенно международные сети предъявляют к арендуемым площадям очень высокие требования. И даже при большой потенциальной привлекательности Челябинска для развития, подходящих для них площадок, до появления «Родника» не было.
— Кто, кроме крупных магазинов и развлекательного комплекса, станет арендатором торговых площадей в «Роднике»?
— Несколько десятков магазинов всех сегментов торговли. Кто конкретно? Пусть это пока останется сюрпризом. Но хочу особо отметить, что в большинстве своем это местные компании, предприниматели, которые имеют право или франшизу представлять в Челябинске ту или иную торговую марку. Многие из них уже представлены в торговых комплексах города. Не надо думать, что мы работаем только с крупными компаниями — малому и среднему бизнесу дорога в «Родник» также открыта.
— А как быть с местными производителями, например, продуктов питания? Не секрет, что большинство федеральных торговых сетей выстраивают свою логистику, и к ним на полки порой довольно трудно попасть небольшому локальному заводику или колбасному цеху…
— Скажу так: мы специально проговаривали этот момент с потенциальными партнерами при обсуждении договоров аренды, и они нас поддержали. Минимум 60 процентов продуктов в гипермаркете оператор будет приобретать у местных производителей. Это, кстати, вполне соответствует сложившейся на российском рынке практике. А возможно, будет и больше 60 процентов. Во всяком случае, многие местные производители уже обращаются к нам за помощью — связать их с потенциальным оператором гипермаркета.
Удобная безопасность
— Для таких больших заведений, где постоянно находится огромное количество людей, всегда особой темой являются вопросы безопасности…
— Совершенно верно. И могу уверить наших будущих гостей, что и в этом плане «Родник» соответствует самым современным международных стандартам. Комплекс будет оборудован самыми современными противопожарными системами, специальный проект для нас разработал московский институт ВНИИ ПО. Кроме того, «Родник» изначально спроектирован так, что возможно провести полную эвакуацию находящихся внутри людей в течение очень короткого времени.
Если же брать во внимание безопасность другого плана — личную, имущественную и прочую — практически вся территория комплекса, включая служебные помещения и парковку, будет оборудована видеокамерами наблюдения. Плюс — внутренние и внешние посты охраны. Нами просчитано огромное количество вариантов возникновения тех или иных ЧП, и определены схемы разрешения таких ситуаций.
При этом к работе охранного предприятия, которое будет обслуживать наш комплекс, предъявляются два принципиальных требования — оперативность и незаметность. Безопасность ни в коем случае не должна мешать удобству и комфорту посетителей. Сотрудники службы безопасности должны быть невидны в массе людей, но при необходимости быть в нужном месте через секунды. И, конечно же — максимальная вежливость, обходительность в общении.
— Будет ли в комплексе стационарный пункт милиции\полиции?
— Нет, мы не считаем это необходимым. Но «тревожные кнопки», конечно же, будут. Как и постоянный прямой канал связи нашей охраны с районным отделом внутренних дел.
На очереди — Radisson?
— Когда планируется открытие «Родника»?
— Официальная дата — 1 июня будущего года, в День защиты детей. В наших планах — грандиозная шоу-программа, сравнимая по масштабу с площадкой на день города. Будет и концертная часть, и сюрпризы, и любимый детьми и взрослыми салют.
— Хорошо. Комплекс открыли, запустили. Что дальше?
— Новые проекты. ООО «Родник» позиционирует себя как девелоперская компания, и занимается не только «Родником». Есть много предложений о сотрудничестве, строительстве тех или иных объектов. Но в основных планах на будущее — еще одна масштабная, уникальная для Челябинска затея: строительство первой на Южном Урале гостиницы, класс звездности — 4+ по международной классифакиции. Нашим партнером будет гостиничный оператор мирового уровня Rezidor, а сам отель будет относиться к одной из самых известных мировых гостиничных сетей Radisson. Сейчас идут переговоры, и в случае их успеха на реализацию проекта, думаю, уйдут ближайшие два-три года.