Решение проблемы поселка Роза, неожиданно ставшей известной в последние дни, имеет много последствий и поднимает ряд важных вопросов развития региона. Некоторые из них рассмотрены ниже.
Накопленная проблема в 20 лет и 27 млрд. рублей
Проблема Коркинского угольного разреза — самой глубокой рукотворной ямы на континенте, поднималась еще во времена СССР. Уже тогда глубина разреза вышла на нынешний уровень в пятьсот метров. C тех пор угольный разрез заметно не развивался, а проблемы нарастали.
Возможность частично устранить Коркинские проблемы была в рамках федеральной программы реструктуризации предприятий Челябинского угольного бассейна на рубеже девяностых и двухтысячных. Миллиарды рублей тогда были освоены без заметного результата. Явных перемен ни в экономике, ни в социальном развитии Коркино, Копейска и других шахтерских городов и поселков не произошло. Именно тогда, остановленный Коркинский угольный разрез заработал снова. На старом оборудовании и фронте работ продолжилась выемка остатков угля. Объем добычи постепенно падал. По соотношению цена-качество добываемый в разрезе уголь не конкурентоспособен. В итоге объем добычи оказался в десять раз меньше прежнего, и разрез стал выполнять больше социальную роль — обеспечивая занятость в Коркино. По оценкам остатков угля хватит, примерно, на пять лет, и реальных перспектив развития разреза не существует. Углубляться еще на 70 метров уже невозможно, да и не выгодно экономически.
Сергей Гордеев Руководитель научно-образовательного центра «Развитие региональных социально-экономических систем» Института экономики УрО РАН и ЧелГУ.
Еще раз возможность начать решение Коркинской проблемы была в
Сейчас обострившиеся геологические проблемы и возможность оползней привели к риску разрушения расположенного на краю разреза поселка Роза. Это требует срочного переселения более 3,5 тысяч человек и впоследствии возможно на порядок больше. По общим оценкам, только затраты на первоочередные мероприятия составляют 5 млрд. рублей. А всего может потребоваться около 27 млрд. рублей. Эта сумма более чем в двадцать раз превышает годовой бюджет города Коркино (около 1,3 млрд. рублей) и составляет почти четвертую часть годового консолидированного бюджета Челябинской области.
Очевидно, что собственных ресурсов региона для решения такой сложной проблемы, как в текущей сложной финансовой ситуации, так и в перспективе недостаточно. Точнее, к сожалению, сказать сложно. За двадцать лет, так и не был создан детально проработанный эффективный комплексный проект по решению Коркинской проблемы. Пока существуют только оценки и предложения по отдельным первоочередным мероприятиям. По-прежнему, без четкого решения остается основной вопрос, что будет с Коркинским разрезом и прилегающей территорией через десять — двадцать лет.
Программа для маленькой Розы и Большого Челябинска — где она?
Коркинская проблема по масштабам уникальна даже для России. По сути, необходимо комплексное социо-эколого-экономическое преобразование территорий в несколько этапов с множеством решаемых задач и последствий.
Сейчас пока речь идет только о первоочередных задачах. Шаг по переселению жителей из первого десятка домов поселкаРоза в Коркино уже сделан. Однак о он носит больше символический характер, означая, что многолетние Коркинские проблемы, заметили и начали решать.
Вместе с тем, последствия от решений, принятых во время кратковременного визита премьер-министра Путина в Челябинскую область, еще только предстоит оценить. Ведь из публикуемых материалов, включая стенограмму, очевидно, что детальных проработок комплекса первоочередных мероприятий нет. Даже потребность в финансах пока рассматривалась с точностью до миллиардов рублей и без детального распределения. Первоначально на переселение предполагалось выделить 5 млрд. рублей. Не прошло и месяца с момента принятия решения, а уже пошли серьезные изменения в распределении финансов. Средства Челябинской угольной компании в объеме около 1 миллиарда рублей, будут направлены не на переселение, как было заявлено раньше, а на работы по обеспечению безопасности Коркинского разреза. Что это? Погрешность планирования или изменение стратегии решения Коркинской проблемы сказать сложно. Еще более сложно определить, какая отдача будет от этого миллиарда.
Пока для решения проблем Розы создан штаб. С точки зрения эффективности управления штабы могут обеспечить успешное решение только четко определенных задач. В случае Розы — это быстрое расселение из аварийного жилья. Штаб здесь, прежде всего, временный инструмент чрезвычайных ситуаций с оперативным ручным управлением. По своей сути штабы не могут заниматься планированием социально-экономическим развитием территорий и обеспечить эффективное освоение всех инвестиций. Для этого существуют программы и проекты. Очевидно, что кроме штаба необходима детально разработанная программа социально-экономических преобразований.
До настоящего времени в Коркинской проблеме рассматривалась только одна сторона — определить, что надо выполнить — кого необходимо переселить из Розы. Другая сторона проблемы — когда, куда и какие последствия будут от многотысячного переселения, еще далека от проработки. Неизбежно будет затронуто социально-экономическое развитие нескольких муниципальных образований юго-восточной части, так называемого Большого Челябинска (Челябинска, Копейска, Коркино и прилегающих территорий Еткульского района). Пока в Большом Челябинске общая единая городская среда формируется полустихийно. Вопрос о программе развития Большого Челябинска (Челябинской агломерации) поднимался в мегаполисе несколько лет тому назад, однако перспективы совместного развития территорий так и не определены. Программы для маленькой Розы и Большого Челябинска пока нет.
Эффективность инвестиций для Розы и доступное жилье для региона
Успешное переселение первых жителей и освоение около 5% годовых инвестиций при отсутствии планов и программ, еще мало что говорит о конечном результате. Детальная проработка проектных вопросов решения Коркинской проблемы, по сути, означает — насколько инвестиции, выделенных для переселения Розы (в этом году 4 млрд. рублей, а затем и остальные), будут эффективно использованы. Это касается, как каждой квартиры, так и вновь создаваемой городской среды в целом. Ведь только квартиры для жизни недостаточно. Есть еще работа, школа и многое другое. Все это — часто проблемные вопросы городской инфраструктуры.
То, что генпланы и программы развития городов далеки от реальности, не отрицает практически никто. Устарелость этих документов порождает много ошибок даже в Челябинске. Здесь одни жилые дома оказываются на месте вырубаемых березовых рощ, а другие планируются на территориях отвалов. Планы развития малых городов, как Коркино, лучше не комментировать. Они остались как наследие старых времен. Многие вопросы муниципального развития пока рассматриваются по мере их возникновения и часто с сомнительной эффективностью. Регулирование развития социальной сферы начинается уже после возникновения узких мест: очередей в школах и детских садах, и других. Сейчас к ним будут быстро добавляться вопросы многотысячного переселения жителей Розы.
Переселение значительно меньшего села Муслюмово (около тысячи человек), организованное предшествующей администрацией Челябинской области на деньги Росатома, вызвало множество нареканий. Причем, первый вопрос возник даже по поводу места переселения. Простейшее решение о перемещении жителей на несколько километров от прежнего места мало отвечало требованиям рационального размещения и эффективного развития самого поселения и территории в целом. В довершении к другим вопросам добавилось некачественное строительство с банальным воровством и случаи мошенничества. Целостного решения не получилось. Более того, создавалось впечатление о заинтересованности на местах не устранить эту проблему навсегда, а решать только часть вопросов, оставив остальные для будущего.
Для переселения Розы уровень рассмотрения вопросов и ответственности выше, впрочем, и задачи существенно более сложные. Ясно, что это будет достаточно непростой и длительный процесс, и пока есть только примерные варианты решения проблемы. Вместе с тем за отдельными мероприятиями в тени остается, ряд важных моментов развития региона. Первый из них касается изменений на Челябинском рынке жилья.
Коркинская проблема обострит спрос на тысячи квартир и потребует значительного роста объемов жилищного строительства. Освоение только 4 млрд. рублей в 2012 году предполагает строительство десятков современных больших многоквартирных домов. Еще большие объемы намечены на будущее. Здесь вопрос в своевременности появления этого жилья на рынке. При резком увеличении спроса на жилье реакция рынка неизбежна. Причем, тенденции в изменении цен могут быть: как на снижение из-за роста объемов ввода жилья, так и на повышение из-за дефицита.
Многомиллиардные инвестиции в жилищное строительство на протяжении нескольких лет, при соответствующей экономической и градостроительной политике могут быть существенным вкладом для развития долгосрочного стабильного регионального рынка доступного жилья. Себестоимость жилья при массовой застройке и быстрой гарантированной реализации будет заметно ниже (до десятка процентов и больше). Так, проблема маленькой Розы пересекается с одной из важнейших проблем не только региона, но и российской действительности. Очевидна, значимость любых шагов по использованию жилищных инвестиций Розы для и снижения цен на рынке доступного жилья. Подобные шаги могут частично компенсировать отвлечение средств регионального бюджета для решения Коркинской проблемы.
Пока можно однозначно сказать — процесс пошел. Осталась главное: сформировать наилучшие варианты решений и затем обеспечить их реализацию с максимальным результатом. Ведь в масштабных проектах лучше избежать ошибок и потерь, которые могут быть тоже масштабными. А пока решение Коркинской проблемы — только в самом начале пути, и про результат говорить сложно.