31.08.2011 | Моргулес Дмитрий |
Давным-давно, когда Большой город был еще не таким известным и открытым, а иностранцев, приехавших сюда, можно было пересчитать по пальцам одной руки, два главных городских проспекта были шириной всего в четыре полосы. Но их пересечение уже тогда считалось Главным Перекрестком Большого города.
Перекресток был необычным, с одной из его граней пешеходам оставалась лишь узкая, шириной в полметра максимум, дорожка. Все остальное пространство вплоть до следующей улицы занимала большая и высокая стена. За стеной располагались казармы и склады, могучие, как и дивизия внутренних войск, которым они принадлежали (правда, офицеры ходили питаться в столовую к соседям в Дом печати – там было вкуснее и дешевле). Но пешеходы все равно ходили по узкой дорожке – машин в те годы на улицах было не так много, а времени, как и во все времена – мало.
С началом перестройки могучие казармы были признаны ненужными, и территорию теперь уже не дивизии, но просто гарнизона, решили, так сказать, «секвестировать» К казарме подогнали кран со стенобитными насадками. Но стены здания оказались огромной толщины и крепкой кладки и совершенно не хотели поддаваться. Тогда на помощь пришли простые советские дачники, которые куда успешнее стенобитного орудия разобрали казарму на сверхдефицитные в то время кирпичики.
Освободившуюся площадку подровняли, перекресток стал для пешеходов одинаков со всех четырех сторон. Внутренние войска огородились новым заборчиком, из профнастила, в котором немедленно начали появляться дырки и проплешины. Но вот что делать с образовавшейся площадкой, так никто и не знал.
Сначала попытались разбить небольшой скверик, а одному из проспектов добавили целый ряд ширины, на освободившуюся сторону перенесли остановку для троллейбусов и автобусов. Но времена были смутные – пару красивых елочек из скверика в первую же зиму кто-то благополучно стырил себе на новый год, а время от времени появлявшиеся остановочные комплексы то горели, то рушились, то исчезали.
Городом в то время руководил очень деятельный мэр. Невысокий, но занимавшийся спортом, в котором ценится прежде всего рост. Искренне любящий город, активный, деятельный, он был полон идей, которые фонтанировали (причем для города – в буквальном смысле) с невероятной скоростью и силой. Мэр много слушал свою свиту (или челядь, или окружение – в разные периоды его правления по-разному), в которую входили в том числе типичные для недавнего времени предприниматели – хваткие, ушлые и немного наивные.
У одного из таких предпринимателей возникла идея – а давайте построим на Главном Перекрестке Самую Главную Гостиницу. Мегакомплекс высотой этажей так в тридцать. Шоб все видели и гордились. Деятельный мэр, которому нравились мегапроекты, тем более высотой в тридцать этажей, отдал занятую пожухшим сквериком площадку рядом с Перекрестком в распоряжение бизнесмена. К тому же гарнизон внутренних войск на Перекрестке и вовсе прекращал свое существование в этом месте.
В итоге бизнесмен, конечно же, ничего не построил. Не было у него на это ни денег, ни желания, ни времени. Нет, он, конечно, стройку-то начал, но быстро превратил пока лишь четырехэтажное здание в прибежище нескольких магазинов, а полукотлован, на котором должен был разместиться 30-этажный колосс, скоренько стал банальной автомобильной стоянкой. Небоскребы – это конечно, хорошо, но ведь сплошные затраты, а так – маленький, но верный гешефтик от аренды.
Перекресток тем временем жил своей жизнью. У проспектов прибавилось по две полосы – по одной в каждую сторону, светофор перевели в трехфазный режим. Иначе с ростом благосостояния граждан, увеличением пассажиропотока и трафика было не справиться, а о толковой организации движения в городе никто никогда всерьез не задумывался. Были, говорят, мысли спасти пешеходов от потока железных коней с помощью строительства подземного перехода, но как-то побоялись останавливать движение – все же Главный Перекресток. И людей на нем было все больше. И не только, как встарь, цветочки покупали на одной из остановок, но и мороженое с хот-догами на всех остальных частях Перехода.
В городе сменилась власть. Новый мэр оказался фигурой не менее примечательной – молодой, высокий, успешный, весь город хлебом накормил. Главной страстью нового мэра были дороги. Оба проспекта за несколько лет прибавили еще по паре полос и стали большими, широкими магистралями, с некоторых сторон Перекрестка вплотную приблизившись к жилым домам. Особо глупые водители, думая, что ширина дороги спасет их от собственной дурости, с определенной постоянностью гибли сами и губили людей под колесами своих машин. Снова было вспомнили о подземном переходе, но как-то опять не получилось. А дороги все расширялись и расширялись, благо специализированная «дорожная революция» в отдельно взятом городе началась…
А вот предпринимателю, построившему магазин, но не построившему тридцатиэтажную гостиницу, как-то откровенно перестало везти. Новые власти с ним не дружили и все чаще спрашивали: «А чего это ты ничего не строишь, как обещал?» И даже с ОМОНом заровняли один котлованчик, на другом Большом Перекрестке города. Ситуация не поменялась и когда молодой и успешный мэр стал губернатором.
Все свои тридцать четыре года я прожил рядом с этим перекрестком, в доме, стоящем в двух сотнях метров от него. Сколько раз я переходил это пересечение проспекта Ленина и Свердловского проспекта – не сосчитать. Знаю каждую складочку, каждую трещинку в асфальте, благо пешеход, а не автовладелец. Через него лежит и мой теперешний ежедневный путь на работу.
Недели три назад я встретил на Перекрестке Владимира Алейникова – замглавы администрации города по дорожному строительству. Милый, улыбчивый и приятный в общении человек был необычайно возбужден и перелистывал какие-то бумаги со своими подчиненными. Ниже по Свердловскому проспекту вовсю шло очередное расширение дороги.
– Да, поворот будем направо делать, – сверкая горящими от адреналина глазами сообщил Алейников. – Большой поворот, хороший. Мы бы такой шикарный поворот сделали, но вот, понимаешь, здание мешает…, – шутливым тоном добавил он и кивнул в сторону так толком и недостроенного четырехэтажного магазина.
Горе-предприниматель, которому новый поворот направо грозил повернуть его бизнес с магазинчиком в сторону тартараров, попытался помешать начавшейся стройке. Но – подъехала милиция, поставленные на пути строительной техники и полутора десятков рабочих-армян дорогие джипы были успешно отодвинуты. Не повезло и огромной рекламной конструкции, владелец которой также наблюдал за действом воочию и до последнего надеялся (благо с властями дружит). Под снос пошли и три невесть как уцелевшие со времен скверика елочки.
Я не против «дорожной революции». Но, боюсь, мне придется теперь искать новые маршруты передвижения. Чего и всем вам советую. Перекресток, на котором прошла часть моей жизни, окончательно станет опасным для пешеходов, и, значит, для меня в том числе. А о подземном переходе так никто и не вспоминает. Да и нет для него теперь места…
Моргулес Дмитрий …еще материалы этого автора