02.09.2011 | Моргулес Дмитрий |
Пишу колонку вне очереди, но события заставили. С момента аварии на железнодорожном вокзале Челябинска прошли сутки, и теперь вполне возможно, отбросив многочисленную шелуху, традиционно сопровождающую любое сколь-нибудь неожиданное и публичное событие, нормально, с холодной головой проанализировать, что же на самом деле случилось и почему так вышло.
Свел в уме и на бумаге всю доступную информацию, официальную и не очень. Возникло несколько вопросов и выводов.
1. В пресс-релизах Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД) время обнаружения задымления вагона (после, как выяснилось, с бромом) указано 2-20 по Москве, то есть 4-20 утра по местному. В релизах всегда крайне оперативного пресс-центра МЧС области говорится о том, что сообщение от дежурного диспетчера ЮУЖД в центр управления кризисными ситуациями МЧС региона поступило в 7-35 утра.
Вопрос: что происходило с 4-20 до 7-35? Почему сообщение не поступило к спасателям сразу же, ну максимум минут через 20, когда уже должны были выяснить, что в вагоне – химикаты? Ответ могут дать только те, кто в эту ночь дежурил на железной дороге.
2. Почему в принципе мог произойти разлив брома из стеклянных емкостей? Пока главная рабочая версия, выдвигаемая официальными челябинскими источниками, выглядит следующим образом: произошел удар при сцепке вагонов. Если так, то вновь вопросы к железной дороге, точнее, к квалификации ее персонала.
3. Я не очень знаком с правилами перевозки подобных веществ. Но – какого черта делали вагоны с опасным веществом на путях станции Челябинск-Главный, всего в паре сотен метров от здания железнодорожного вокзала, в самом центре миллионного города? Прекрасно понимаю, исторически сложилось так, что станция Челябинск-главный – один из крупнейших в стране железнодорожных узлов, который обслуживает всю неслабую металлургическую, машиностроительную и оборонную промышленность нашего города. И пути построены куда раньше, чем жилые дома вдоль железной дороги. Но повторюсь – какого черта вагоны с жидким бромом делали в центре города-миллионника? И если нормы перевозок такое позволяют, может проблема в этих нормах?
Если бы разбились не пять-семь бутылей, а хотя бы половина из 2063 (!) пятилитровых емкостей, ситуация, и без того не самая приятная, стала бы угрожающей. А если бы это был хлор… Думаю, трупы считали бы сотнями, если не тысячами.
4. Власти на экстренно собранном брифинге уверяли журналистов и жителей, что происшествие не относится к чрезвычайным, а является технической аварией. Скорее склонен согласится с властями, тем более, что они при оценке ситуации руководствовались действующими нормативами и классификацией происшествий. Реакция и действия местных властей и сил МЧС были соответствующими для этих правил и порядков. Но – может быть снова дело в не соответствующих реалиям нормативах и градациях?
5. Конечно, некоторая доля бардака была. ГИБДД не успел перекрыть мост над железнодорожными путями до того, как жители поехали на работу, а когда перекрыл – многочисленные машины оказались в пробке и в облаке от брома. Отсюда – многочисленные и вполне понятные паникеры в блогах, на форумах и прочее. Люди не понимали, что происходит, а неизвестность страшит больше всего. К тому же – 1 сентября, линейки в школах (благо, эти мероприятия успели отменить там, куда сдувало ветром облако).
Причина, думаю, вновь кроется в тех трех часах, что прошли с момента обнаружения задымления (4-20 утра) до поступления сообщения в МЧС (7-35 утра). То есть – снова вопросы к железной дороге.
Уверен, если бы тревога была объявлена на пару часов раньше, например, в полшестого, когда на улицах еще нет большого числа людей и автомобилей – принятые меры были бы куда эффективнее. Мост над путями перекрыли бы без шума, пыли и пробок, а дымящиеся вагоны эвакуировали бы из города не посреди бела дня, а раненько утром. И тогда ситуация действительно могла бы считаться технической аварией. А так – оранжевое облако от вагонов накрыло не только Ленинский район, но и город-спутник Челябинска Копейск. Тамошним властям, по свидетельствам очевидцев, пришлось выпускать на улицы машины с громкоговорителями, из которых жителей предупреждали об опасности.
6. Не очень порадовали действия властей в информационном поле. Так, администрация Челябинска выпустила в середине дня весьма спорное заявление. С одной стороны, во всем обвинили журналистов и попросили их не сеять панику и «не преувеличивать». Но через строчку тут же сообщили, что за помощью к врачам обратились более ста челябинцев.
Как заметил один из местных блогеров, «протестировал это обращение на нескольких знакомых. Все от полученной информации немедля стали впадать в панику.»
7. А вот что на самом деле порадовало, так эта реакция челябинцев.
Безусловно, часть впала в панику и тут же начала ее сеять. Это нормально – неизвестность хуже всего, а многие ли из нас помнят уроки гражданской обороны в школе или могут по цвету дыма отличить бром от хлора или еще какого химиката?
Другая, и бОльшая часть просто и спокойно, никого не дожидаясь, приняла все возможные меры к самоспасению – позакрывали окна, позабирали детей из садиков и школ, не выходили на улицу и приготовили аптечку, марлевые повязки и чистую воду. Либо постарались сесть в машины и быстренько убраться подальше. Да, потом матюков в адрес властей было немало, но все же люди оказались вполне способны к самоорганизации.
Наконец, третья часть челябинцев и вовсе вспомнила про всеспасающий юмор, подтрунивая над «пострадавшими» районами. Кто-то вспомнил телерекламу со слоганом «если кашляешь, прими БРОМгексин Берлин хеми» (лекарство такое) Но основной лейтмотив юмора был такой: «Ну, что теперь в Ленинском районе год не будет секса?»
Учитывая, что «челябинские мужики настолько суровы…», а Ленинский район справедливо считается самым суровым районом города… Думаю, тамошние мужчины уже начали активно опровергать это спорное утверждение.
На следующее утро об утечке брома вообще почти не вспоминали. Было, да прошло. Челябинцам вообще не привыкать. Почти в центре города – цинковый завод, который помимо цинка выпускает (такова химия процесса) еще и серную кислоту. Правда, с точки зрения экологии и всего сопутствующего предприятие образцовое. Всего в трех километрах от него – электрометаллургический комбинат, крупнейший в стране производитель ферросплавов, который, увы, куда более проблемен по части выбросов. А жители Металлургического района многое могут много рассказать про один из крупнейших в стране Челябинский металлургический комбинат. Поверьте, по сравнению с сегодняшними выхлопами наших металлургических гигантов утечка 50 литров жидкого брома – сущие мелочи. Нет, я не утверждаю, что эти предприятия не стараются снизить выбросы – скорее, наоборот. И даже, вроде бы, вписываются в существующие нормы и предельно допустимые концентрации. Но вот снова вопрос – может, опять дело в том, что нормативы устарели и неадекватны?
Моргулес Дмитрий …еще материалы этого автора