А счастье было так возможно… | Авторская колонка

25 октября 2011 | Авторская колонка

24.05.2011 | Моргулес Дмитрий |

Сегодня утром коллега по работе прислал ссылочку в интернете. Его сообщение сопровождалось словами, в цензурном переводе означающими что-то из разряда : «Вот ничего себе!»

 

Если нет возможности посмотреть, можно почитать
 

Открываю ссылку, обнаруживаю пусть и второстепенный, но достаточно известный федеральный новостной сайт. Материал начинается следующим образом: «С сентября 2011 года решено отменить Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Парламент во втором чтении единогласно принял закон об отмене ЕГЭ.»

Оппаньки! Вот сенсация так сенсация! Похоже, сегодня будет много работы, думаю я, сколько же народу надо опросить, взять комментарий, понять, что будет вместо ЕГЭ… А сам думаю втихую: «Неужели и впрямь свершилось чудо, о котором так долго молили почти все, кто так или иначе всерьез связан с образовательным процессом в школах?»

Система единого государственного экзамена, на введение которого, несмотря на жесточайшее сопротивление профессионального сообщества, была введена в повседневный обиход российского образования несколько лет назад. Изначально главными задачами внедряемой системы были объявлены: приведение системы оценки знаний школьниками к единой для всей страны шкале (а то и впрямь, непонятно, кто лучше знаком с математикой: отличник заброшенной сельской школы или троечник элитного физмат лицея), а также борьба с коррупцией и блатом на экзаменах. Кроме того, всем было объявлено, что станет легче и в вузы поступать – баллы на экзаменах засчитываются при сдаче документов в институт.

Однако по большому счету ни одной из своих задач ЕГЭ, даже многократно доработанный и усовершенствованный, так и не выполнил.

Ярче всего это видно по уровню коррупции в системе образования: ловкие ребята очень быстро наши дыры и лазейки, в итоге количество взяток только увеличилось, а московские вузы не успевают избавляться от горе-студентов в том числе из некоторых кавказских республик, которые все сплошь «стобалльщики» по русскому и математике, однако при этом с трудом говорят на этом малознакомом им языке, и с еще большим трудом перемножают все, что сложнее чем «дважды-два».

Еще хуже и с общим уровнем образования. Я могу об этом говорить, поскольку сам уже два года преподаю в вузе, и вижу уровень, качество подготовки будущих журналистов.

У меня прекрасные студенты. Умные, небесталанные, творчески вполне себе одаренные. Из многих мог бы получиться хороший прок. Вот только беда – при общей вроде бы подкованности, знания тех предметов, что преподают на их четвертом или пятом курсах, бросается в глаза крайне низкий уровень общей эрудиции, элементарных знаний об окружающей действительности, того, что они должны были усвоить в первом-пятом классах. Да и грамматические ошибки в их текстах таковы, что их источник явно не в институте – «жи-ши» через букву «и» учат едва ли не в начальной школе. Как и, скажем, перемножение простых дробей, – это не высшая математика, но у моих четверокурсников как-то возникли с этим проблемы.

Думал, я один такой. Ан нет – мой хороший друг, также преподающий в одном из вузов, но физику, отметил идентичные признаки.

– Ты знаешь, лет пять назад началось, как ЕГЭ ввели, – добавил он. – С тех пор все хуже и хуже. На лекциях приходится не программу второго курса, а седьмой-восьмой классы вспоминать и заново объяснять.

… К сожалению, сообщение новостного сайта оказалось фальшивкой. ЕГЭ никто и не думает отменять. Не отменял никто официально и введение новых стандартов школьного образования, ну, тех, где обязательными предметами грозятся оставить физкультуру да ОБЖ, а русский, литературу, физику, химию, биологию, историю с определенного момента можно будет при желании и не учить. Поматерился на своих горе-коллег, на тех, кто придумал ЕГЭ, а потом сел готовиться к паре – студенты-то у меня замечательные. Им, кстати, скоро дипломы защищать. Ни пуха им, ни пера…

Моргулес Дмитрий …еще материалы этого автора