На встрече Михаила Юревича с руководителями региональных СМИ один из участников «по собственной инициативе» вдруг снова задал вопрос про уже казалось бы оставшееся в прошлом дело «Продкорпорации» — о хищении средств из бюджета Челябинской области на сумму порядка в 200 миллионов рублей. Так «совершенно случайно» выяснилось, что губернатора эта история до сих пор очень сильно волнует и даже затрагивает его честь.
Хотя высказался он очень витиевато, деликатно. Мол, мы знаем, что хищение планировалось в кабинетах правительства области, что за этим стоял кое-кто из бывших чиновников и что привлечь к ответу всех виновных – дело чести для новой региональной власти.
Подобные темы у нас заразны не меньше, чем любые вирусные инфекции. Распространяются со скоростью звука и вмиг захватывают все информационное пространство. Вот и в данном случае областной следственный комитет немедленно решил провести очередную (уже не первую!) доследственную проверку по делу «Продкорпорации» в отношении «тех, кто мог бы быть причастен». А Общественная палата с подачи уполномоченного по правам человека специально создала целую рабочую группу, которая проанализирует материалы этого уголовного дела. Параллельно, как бы невзначай, в СМИ появились «аналитические рассуждения», что Госдумовское будущее депутата Д. Вяткина целиком зависит от дальнейших решений его папы, председателя облсуда Ф. Вяткина, по все тому же делу «Продкорпорации».
Конечно, когда хоть мало-мальски следишь за местной политической жизнью, выводы сделать несложно. Грубо изложу популярные домыслы: губернатор Юревич считает организатором кражи пресловутых миллионов бывшего вице-губернатора Косилова, и очень хотел бы привлечь его к ответу. Поскольку сделать это тяжело, глава региона задействует всех своих «агентов влияния» – Чеурина (следственный комитет), Севастьянова (уполномоченный по правам человека), Скворцова (общественная палата), а также проводит воспитательную работу с упирающимся из-за своей любви к прежней власти Вяткиным. Глядишь, «невзначай» справедливость и восторжествует.
Примерно такую же картину мы наблюдаем и в отношении бывшего вице-губернатора Сербинова. Нынешняя власть бродит вокруг да около – то на «Станкомаш» дорога приведет, то на ЧТЗ по пути заскочат, то на АМЗ дела появятся. И везде, как бы случайно, выясняется, что пострадали в былые годы эти предприятия от недобросовестных собственников. И в каждой хитроумной схеме – ну ты ж посмотри какое совпадение! – компрометирующие ниточки тянутся именно к Сербинову.
И опять же догадываюсь я сам да люди мудрые то же нашептывают: считает Юревич, что тов. Сербинов использовал в прошлые годы свой высокий пост, чтобы заводы наши челябинские попользовать в своих корыстных интересах. И надеется губернатор «злодея-коррупционера» наказать.
Для людей не столь ловко разгадывающих политические шарады, на ТВ и в газетах периодически выходят «независимые» журналистские расследования, а в интернете совсем уж прямым текстом публикуются самые страшные слухи о крайне неблаговидных поступках прошлых правителей – косиловых, сербиновых, дятловых.
Словом, во всем происходящем нетрудно увидеть некую системную целенаправленную деятельность команды Юревича по раскрытию злоупотреблений прежней власти. Причем, сам факт этой системности и целенаправленности пусть не тщательно, но скрывается. Или, так скажем, не афишируется. Увы, но такой подход порождает разные вопросы и вообще становится предметом для всяческих кривотолков и манипуляций.
Честно признаюсь, меня самого уже давно терзают сильные подозрения, что очень многие наши замечательные вип-руководители из суминского окружения «в свое время поураганили» (копирайт В.В. Путина), в 90-ых и 00-ых годах совместными усилиями «утащили немало миллиардов» (и снова копирайт В.В. Путина). Еще 11 лет назад кандидат в губернаторы М. Гришанков по этому поводу произнес фразу на все времена: «Треть руководства области должна сидеть в тюрьме». И пусть это заявление было продиктовано логикой предвыборной стратегии, основывалось оно на знании реальной ситуации, на разработках силовых ведомств.
Но известно было и что Сумин членов своей команды не сдает. Опытный партаппаратчик, он и свое лицо умудрялся сохранять, и соратников из-под удара выводить. Как это было, например, в истории с делом банка «Снежинский». Вопиющие факты коррупции вынуждали местные оперативные службы реализовывать различные дела через Генеральную прокуратуру РФ, в обход региональных «заградотрядов». В каких-то случаях, как по мэру Миасса Григориади или вице-губернатору Тимашову – все удалось довести до логического конца. В других сомнительных историях стихию «коррупционного урагана» усмирить не удалось.
В том же деле «Продкорпорации», если смотреть на него не с юридической, а с бытовой точки зрения, тоже больших секретов не видать. Очень сложно себе представить, чтобы в нашем сельском хозяйстве тех лет хоть одна мышь с зернышком проскочила без ведома уважаемого А. Косилова. А уж мышь с сотнями миллионов рублей… Другое дело, что основной этап расследования этой истории пришелся еще на период губернаторства Сумина, а значит неприкосновенности и всемогущества Косилова. Когда прошлой весной областная власть сменилась и захотела радикально повернуть ход этого дела, выяснилось, что поезд уже почти ушел.
Сейчас нередко говорят про интриги действующей губернаторской команды, про ее месть предшественникам, про попытки добиться неправедных судебных решений, про желание «отжать» у прежних чиновников их бизнес-активы. Питательная среда для всех этих разговоров как раз в недостаточной публичности работы команды Юревича по разгребанию последствий «урагана» суминских лет.
Отчасти необходимость такой таинственности можно было понять на первом этапе. Пока Юревич выполнял определенные обязательства перед федеральным центром по «бескровному» переходу власти. Пока жив был Сумин.
Но сейчас-то почему бы не открыть карты? Почему бы не сказать элитам, населению прямым текстом?
Так и так, уважаемые земляки. Мы считаем, что выстроенная прежним губернатором система подбора кадров, основанная исключительно на личной преданности, отсутствие должного контроля за действиями подчиненных, принцип круговой поруки, привели к развитию в области серьезных коррупционных процессов. Есть веские основания предполагать, что многими высокопоставленными руководителями из окружения губернатора Сумина на протяжении длительного времени совершались различные коррупционные деяния. Тем самым был нанесен ущерб всем значимым сферам экономики Челябинской области – промышленности, сельскому хозяйству, финансовому сектору. Необходимо провести всестороннее расследование и анализ работы прежней команды в целом и каждого конкретного ответственного чиновника в частности.
И так далее…
Убежден, что подобный принципиальный шаг принес бы губернатору Юревичу дополнительные дивиденды и одновременно облегчил бы ему проведение различных спецопераций по устранению последствий «урагана» и привлечению к ответу «поураганивших».