Посетил сегодня мероприятие в Правительстве области, поучаствовал в мозговом штурме по поводу изменения имиджа родного края. В положительную, понятно, сторону, потому что с отрицательной у имиджа и так все в порядке: красные труселя, Иван Дулин, Карабаш и «челябинцы такие суровые…»
В штурме участвовали представители СМИ, которые вольно или невольно относятся к Южному Уралу, как к собственному дому, а не отхожему месту, из которого надо валить любой ценой. В ходе обсуждения выяснилось следующее: мало кто понимает, с какой стороны браться за превращение области в нечто презентабельное. То ли рисовать ее привлекательной для пришлого инвестора, то ли добиваться перелома сознания самих жителей. А дилемма эта принципиальна. Мы или «синие горы», или перестаем удивляться тому, что поступления в бюджет связаны с промышленным уничтожением экосферы. Иными словами, если Южный Урал — «Отчизны стержень металлический», то незачем удивляться тому, что вдоль любой трассы — ведет она на юг или север — навалены кучи мусора. Если мы все-таки российская Швейцария, то давайте начнем хотя бы с массовой закупки биотуалетов.
С точки зрения развития туристического бизнеса в нашем регионе стоило бы начать именно с последнего. Выпячивания красот и развития инфраструктуры. Интересное наблюдение: российские туроператоры, которые набрались смелости и предлагают путевки к нам, ни в коем случае не пишут в своих «зазывалках» «Челябинская область». Только «Южный Урал». Совершенно понятно, почему. Первое наименование неликвидно: труселя, Дулин и река Теча. Второе — спасибо старику Бажову — пока еще рождает смутные ассоциации с Таганаем, Иремелем и романтическими похождениями Иванко-Крылатко. Хотя, конечно, «лицо уральской национальности» стараниями федеральных телеканалов сегодня воспринимается на грани брезгливой жалости. (Черт с ним, с Дулиным, но по СТС довольно давно крутится ролик: «Вы что, с Урала!?» «Да… мы все с Урала!» Вроде как, идиоты, да, но нам простительно, экология плохая).
Однако турбизнес турбизнесом, а начинать все-таки нужно с самих южноуральцев, которым красоты родного края глубоко индифферентны. Даже жители горнозаводской зоны с одинаковым удовольствием говорят о суровой красоте, Александровской, скажем, сопки и гадят на той же сопке, поскольку без определенной мифологемы она, как не крути, остается большим куском камня. Внедрение мифологии в молодые умы — задача системы образования. А она до сих пор оперирует доступными понятиями про дым отечества, который нам с какого-то перепугу сладок и приятен, и про «ковали здесь победу над врагом». На посещенном мной правительственном мероприятии был приведен пример: тема, заданная для школьного сочинения, логически увязывала Челябинск и Хиросиму. Это уже не смешно…
Жители юга области вообще имеют смутное представление о том, что творится за околицей их сел. Степь да степь кругом, глазу зацепиться не за что, а надои падают, и по телеку седня футбол дают… Знает ли сельчанин из Карталинского района, что в шаговой досягаемости от него находятся несколько памятников природы областного значения: Джабык-Карагайский бор, реликтовые остатки древних лесных массивов, гидрологический памятник природы Безымянное озеро? Знают ли пацаны из села Нижнеусцелемово в Уйском районе, что рядом с ними есть гора Коврижка, на вершине которой табличка «Здесь находится географический центр Челябинской области»?
Я это все к тому, что необходим реестр географических, культурных и природных объектов Челябинской области с указанием путей подъезда, географическими координатами (GPS сейчас встроен в каждом третьем телефоне). А самое главное — четкой привязкой к истории и мифологии родного края, района, села. И — что удивительно — такой реестр существует. На сайте российских геокешеров Челябинская область отмечена ровным счетом 438 объектами, представляющими вышеизложенный интерес. Бери их, забивай в навигатор, описывай, фотографируй и приноси на блюде людям. Займусь, пожалуй. Давно хотел стать имиджмейкером.