«С утра я рад, чего-то жду.
Ура-ура: я в цирк иду!»
С чего это прицепилась сегодня ко мне эта милая в общем-то песенка, исполнявшаяся когда-то Юрием Никулиным?
Я иду сегодня, но не в цирк, а в театр. И не абы в какой, а в Московский художественный. И — поднимай еще выше — на «Гамлета»!
При чем здесь цирк? Да, наверное, песенка привязалась потому, что несколько лет назад «Гамлета» многие челябинцы видели именно в цирке. Там, на арене, на помосте разыгрывалась трагедия Принца Датского.
Это был крупный международный проект, где свою версию шекспировской трагедии предлагал с помощью российских актеров известный немецкий режиссер Петер Штайн.
Гамлет — Евгений Миронов представал обычным молодым человеком в современном плаще, с лицом без особых примет . Но — попавшим в круговерть закрученных злой волей интриг. Хочешь — не хочешь, пришлось выбирать, быть или не быть.
Я коллекционирую «Гамлетов». Причем только театральные постановки, поэтому эталонного Иннокентия Смоктуновского в фильме Григория Козинцева в расчет не берем.
Коллекция у меня не велика. Не потому, что я ленива. Просто не каждый режиссер не в любом театре посмеет предложить труппе: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего на Шекспира?» Риск большой. Разбирать будут буквально по косточкам. Получилось — респект и уважение. Но и спрос с посягнувших велик.
Первый мой «Гамлет» — великий спектакль, вошедший в историю мирового театра. Это представленный в 1954 году спектакль Николая Охлопова в театре имени Маяковского. Декорации Вадима Рындина представляли из себя кованые ворота во все зеркало сцены с ячейками-камерами. Яркий образ Дании — тюрьмы. Первый исполнитель роли Гамлета Евгений Самойлов, потом его сменяли совсем, как тогда считалось, юные для этой роли Михаил Казаков и Эдуард Марцевич. Мне довелось увидеть Казакова, горячий и нетерпеливый.
В 1963 году главный режиссер Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина Анатолий Резинин поставил «Гамлета» с прекрасным артистом Виктором Морозовым. Это был романтический вариант самой многозначной мужской роли мировой драматургии. Английские специалисты посещавшие Магнитогорск, были поражены уровнем спектакля.
Потом была Таганка и вышедший на подмостки в грубом джемпере Владимир Высоцкий, вулкан страстей. Его сметал со сцены тяжелый вязаный занавес художника Давида Боровского. Великий спектакль Юрия Любимова. Лучший «Гамлет», что подарила мне жизнь.
Из челябинских театров на моей памяти на «Гамлета» решился только Театр юных зрителей, в 1991 году. Режиссер Валерий Рыбаков и сценограф Валерий Плотников вывели на сцену четырех Гамлетов: Валерия Червоткина, Рината Загидуллина, Алексея Шибкова и даже продолжившую опыт Сары Бернар Ольгу Телякову. Решение было спорным, но именно на этого тюзовского «Гамлета» просто ломились старшеклассники и студенты.
И самый недавний «Гамлет» — Коляда-театра, где действие проходит где-то при первобытно-общинном строе и свиноподобное окружение доводит до гибели того, кто продвинулся на ступеньку выше в эволюции. Говорят, что Николай Коляда с этим Гамлетом Олега Ягодина имеет успех в Париже.
Вот пока шесть «Гамлетов» моей коллекции. Они совершенно разные. Сегодня, надеюсь, прибавится седьмой.
Два вечера подряд те, у кого хватит денег (искусство нынче удовольствие недешевое, я-то по контрамарке иду) могут либо начать свое знакомство с бездонной пьесой номер один мирового театра, либо, если это не первая встреча, продолжить свое углубление в ее суть. Оно того стоит.
А можно обойтись в жизни без «Гамлета»?
Наверное. Большинство так и живет. До тех пор, пока перед человеком не встает вопрос: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?» А он, этот вопрос, как правило, настигает…
Ну и не так утилитарно. Есть же еще радость или разочарование от того, как предстанут в изощренном элитарном эксперименте артисты, которых мы узнали и успели полюбить еще в виде ментов и агентов национальной безопасности.
Давайте те, кто сегодня, или завтра побывают на спектакле, обменяемся мнениями. Здесь, на VIP74.ru. Жду.
А пока вспомним:
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Такие слова для выражения всезахватывающей любви к женщине нашел Борис Пастернак. Знал, с чем сравнивать, он переводил «Гамлета».