28.08.2011 | Моргулес Ирина |
На пятом канале увидела в субботней программе фильм «Воздухоплаватель» – тот самый, где в главной роли светлой памяти наш земляк, народный артист России Леонард Варфоломеев.
Только было успела обрадоваться возможности встречи с Лином – прекрасным артистом и крупной личностью (увы, сейчас возможна только виртуальная встреча, Леонарда Ивановича уже нет среди нас), как увидела что пойдет фильм в 02.55. Извини, Лин, это для меня, как и для большинства зрителей, уже поздно. Фильм с тобой, молодым и красивым, я видела где-то раза три…
А почему, кстати, в городе практически невозможно посмотреть фильмы с участием наших земляков? Нашу область к числу кинематографических центров, конечно, не отнесешь – киностудии у нас не было и нет, но если выходили наши земляки на большой экран, то не в случайных или проходных фильмах, а в тех, что стали в результате заметными явлениями.
Если начать отсчет с великого Сергея Герасимова, чье детство связано с нашей областью, который снимал в Миассе свой фильм «Журналист», если в тот же ряд кинематографических глыб поставить Леонида Оболенского, который еще и отдал часть жизни Челябинску, то и продолжение списка будет.
Юрий Цапник, например, не только сыграл в нескольких фильмах, но и является лауреатом Венецианского кинофестиваля 1976 года (приз критики и журналистов за роль отца в фильме «Взломщик»). Писатель, сценарист, лауреат Государственной премии России Виктор Петров автор сценариев таких известных фильмов как «Красное небо», «Человек со свалки» и особенно – «Барака», собравшего шестнадцать высших кинематографических призов на самых престижных кинофестивалях мира. Людмила Аринина, работавшая в 50-х годах в нашем драмтеатре и наверняка запомнившаяся по роли старшей медсестры в телефильме «Самый медленный поезд» и целому ряду ролей в достойных лентах. Выпускница Челябинского института культуры Инга Оболдина: «Сахалинская жена», «Небо. Самолет. Девушка». Мастер документального кино Сергей Мирошниченко: «И прошлое кажется сном», другие фильмы.
Магнитогорцы. Во-первых, из этого города пришел в большое кино Глеб Панфилов. Режиссер Валерий Ахадов, возглавлявший долгое время художественное руководство театром имени А.С. Пушкина, автор нескольких фильмов, в том числе «Руфь» с Анни Жирардо. Еще один худрук этого же театра Сергей Пускепалис: «Коктебель», «Простые вещи», «Как я провел прошлым летом».
Сергей Карандашов – ученик Алексея Германа, сыгравший у него в фильме «Хрусталев, машину!», постановщик фильма «Странник»…
Наверное, что-то я упустила, кто знает, путь дополнит список.
С чего это я стала составлять этот реестр? Так ведь в минувшую субботу был День российского кино. Премьера «Понизовой вольницы» – первого российского фильма состоялась в 1908 году, то есть на тринадцать лет позже показа в Париже на бульваре Капуцинов «Прибытия поезда» братьев Люмьер. А в двадцать пятом году, то есть всего через семнадцать лет мир потряс «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, признанный лучшим фильмом всех времен и народов.
Праздник «День российского кино» был учрежден в 1988 году, он сменил учрежденный в 1980 году «День советского кино».
Так вот: нынче 27 августа ни в одном челябинском кинотеатре не показывали ни одного российского фильма. Вот так.
А я-то было размечталась о том, чтобы не обязательно в «День российского кино», но можно было бы посмотреть фильмы, созданные нашими земляками или при их участии. Если у нас есть такое богатство, что же пренебрегать им?
В Челябинске вообще нет ни одного регионального, не говоря уже о всероссийском, фестиваля. Герасимовский, посвященный памяти великого нашего земляка, тихо свернулся. Богатейший и популярнейший фестиваль «Новое кино России», который организовывал видный кинокритик, выходец из Челябинска Вячеслав Шмыров, после шести лет работы прекратил существование в 2006 году.
Сейчас каждый более-менее крупный город, не говоря уже о миллионниках, имеет свой кинофестиваль. Челябинск сам принижает свое значение в мире отечественной культуры.
Век живи, век учись. Только недавно узнала, что «кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». И это не только о движущихся картинках. Кино движет общество, и процесс этот с двусторонним движением. Без кино – не того, что годится лишь как сопровождение поедания попкорна, а созданного для взаимопонимания авторов фильмов и зрителей, движение человечества к осознанию себя замедлится, если не прекратится. Как без хорошей литературы, живописи и скульптуры, музыки и так далее.
Так хочется услышать что-то похожее на ломкий голос юного (1957 год) Андрея Вознесенского:
Все – кончено!
Все – начато!
Айда в кино!
Моргулес Ирина …еще материалы этого автора