Понятно, что позвав журналистов для беседы в середине декабря, Станислав Мошаров хотел для представителей прессы рассказать об итогах уходящего года. Но начать нашу беседу все же захотелось с вопроса более легкомысленного, обратившись к главе Челябинска не как к статусному чиновнику, а как… к хоккейному болельщику.
— Смотрели Кубок Первого канала, Станислав Иванович? Обидно, что из «Трактора» за сборную никто не выступал?
— Отнюдь не обидно. Пускай наши ребята лучше дома к битвам за кубок Гагарина готовятся, а сборная никуда не уйдет.
— Для хоккеиста самые важные матчи в сезоне — первый и последний. Давайте вспомним и Ваши первые дни 2012 года и сравним их с последними днями 2012 года.
— Сложно вспомнить конкретный день. Работа в представительном органе власти довольно рутинная, а результаты наших трудов, зачастую, видно только через годы. Если говорить не о днях, а о делах, то в прошедшем году мы значительно продвинулись в вопросе взаимодействия с федеральными органами власти. Путем немалых усилий мы достучались до федеральных органов — многие наши инициативы и наши вопросы были услышаны. К примеру, мы подняли вопрос дополнительных источников дохода для муниципалитетов, что очень и очень важно. Уже сейчас Госдума приняла изменение в бюджетный кодекс, по которому административные штрафы за нарушение нормативно-правовых актов органов местного самоуправления будут поступать в муниципалитет. Мы вообще предложили несколько принципиально новых вариантов пополнения городского бюджета. Сегодня рассматривается 17 новых источников их дополнительного пополнения. Поэтому мы решили в следующем году достаточно серьезно увеличить собственные доходы — 11,7 млрд рублей, что на 15% больше чем в этом году. При этом, мы практически не поднимаем планку налоговых поступлений. Вместо усиления налогового пресса было оптимизировано и систематизировано использование муниципального имущества, муниципальной земли и только это должно принести городу больше одного миллиарда рублей дополнительно.
— Вас можно назвать эффективным менеджером. Вы зарабатываете деньги для города.
— Мы лишь создаем условия для того, чтобы исполнительная власть имела возможность их зарабатывать. И наш город продолжает развиваться! Вначале в Челябинске навели порядок с главными дорожными магистралями, потом сделали удобными дворовые проезды, затем производили благоустройство внутри кварталов. На следующий год мы предложили городскую программу «Тротуар». Она делается в тесном взаимодействии с пожеланиями челябинцев. В бюджете на 2013 год на реализацию этой программы мы запланировали порядка ста миллионов рублей.
— Это асфальтирование и благоустройство дорог?
— Это тротуары и только тротуары! Мы сегодня по праву гордимся нашими дорогами. Кстати, и наши ближайшие соседи говорят, что справедливо гордимся. Но, к сожалению, параллельно со строительством дорог, не всегда создавались условия для пешеходов, хотя это очень важно.
— Сегодня утром шел по двору через сугробы, месил неубранный снег и думал, что обязательно задам вопрос. Оцените работу Сергея Викторовича Давыдова за 2012 год.
— На самом деле, если говорить про снег, то с ним мы справились гораздо эффективнее, чем даже столица. А ведь у нас за пару декабрьских дней выпало почти полторы месячных нормы осадков. Для Запада и Европы это было бы вообще сродни катастрофе или стихийного бедствия. Для нас же это почти нормальное дело и коммунальные службы достаточно хорошо справляются, хотя и есть над чем работать. Особенно по пешеходной части нашего города, для которой, кстати, в прошлом году была приобретена спецтехника. Давайте посмотрим, насколько эффективно она отработает этот зимний период, пока еще рано судить, зима лишь началась.
— Защищаете Сергея Викторовича? А вообще, если говорить за весь год деятельности Давыдова, безотносительно снежных осадков. Довольны им? Не довольны? Как взаимоотношения с ним выстроились?
— У нас вполне рабочие взаимоотношения. Не могу сказать, что не бывает каких-то споров и разногласий, но это и нормально, у нас, естественно, разный взгляд на некоторые вещи. Самое главное, чтобы был положительный результат, а не простая склока. Думаю, мы вместе принимаем достаточно эффективные решения.
— 2012-й год прошел под знаком нерешенных проблем с муниципальным транспортом. Активно поднимался вопрос о его ненужности, неэффективности и возможном уничтожении. Что думаете об этой проблеме?
— Я твердо убежден, что муниципальный транспорт должен сохраниться. По крайней мере, в ближайший период. Потому что у нас сегодня существует большое количество льготных категорий жителей и перевозит их только муниципальный транспорт. По-другому решить этот вопрос, как показывает негативный опыт других городов, невозможно. В других городах-миллионниках попробовали сделать так, чтобы пенсионеров и инвалидов перевозили коммерсанты. По факту происходили следующие вещи — всех льготников водители коммерческих маршруток пытались высадить из своего транспорта, потому что не хватало мест для тех, кто платит живыми деньгами. Поэтому еще раз повторю — муниципальный транспорт должен существовать и модернизироваться. Для этого недавно были закуплены новые низкопольные автобусы, удобные для посадки именно пожилым людям. Отмечу, что еще несколько лет назад наши дороги не позволяли приобрести в Челябинск низкопольный транспорт, автобусы просто не могли подъехать к остановкам. Отдельный и более сложный вопрос — электрический муниципальный транспорт. Его развитию серьезно мешает рост тарифов на электроэнергию. Сегодня изменилась ситуация на энергорынке — исчезло такое понятие как «муниципальный тариф» и за электроэнергию приходиться платить большие суммы. Это не всегда выгодно, но здесь нам может прийти на помощь программа энергоэффективности. Я уверен, что энергоэффективные технологии можно применять и в электротранспорте. Плюс мы рассчитываем на инвесторов, готовы выстраивать схемы государственно-частного партнерства для того, чтобы наладить совместную работу.
— Есть ли у Челябинска хотя бы какие-то отдаленные перспективы в вопросе появления легкого метро?
— Есть! Рассматривается сейчас два серьезных проекта, были проведены переговоры с компанией «Бомбардье», с ее австрийским отделением. Хотим, чтобы они выступили инвесторами строительства легкого метро, тем более, что у нас уже есть проект. По моему мнению, оно должно быть частным. Сегодня та линия метрополитена, которая строится под землей, экономически уже неэффективна, по нашим подсчетам она будет нести убыток муниципалитету. Кого под землей будут перевозить от ЧТЗ к Торговому центру? Зато сегодня у нас очень бурно развивается Копейск, который географически очень близок к Ленинскому и Тракторозаводскому району. Улавливаете мысль? Мы сейчас считаем пассажиропоток по направлению Копейск — Комсомольская площадь для того, чтобы дать данные для инвесторов, чтобы они их оценили. А дальше можно будет строить еще три линии, которые бы проходили параллельно автомобильным дорогам, что может существенно сократить вложения. Есть бизнесмены, которые этим вопросом очень интересуются. Проект на уровне муниципалитета готов, теперь идет детальный просчет. И две компании уже запросили эти данные.
— Вы ведь еще несете представительскую функцию, а значит, встречаетесь часто с гостями города, в том числе и с иностранцами, с москвичами. Какие визиты в Челябинск стали для вас самыми запомнившимися?
— Наверное, последний визит, когда мы встречали словацкую делегацию. Это была уже не первая встреча, у Челябинска со словаками наладилось нормальное партнерство. Полтора года назад консул привез сюда большую делегацию бизнесменов, которые поработали у нас на муниципальном уровне, определи сферу интересов, внимательно присматриваясь, кстати, к нашей энергетике. И за 2012 год было разработано несколько проектов контрактов по программе энергоэффективности. Уже не вызывают улыбку у словаков наши предложения открыть в Челябинске консульство Словакии — первое на Южном Урале консульство страны, которая входит в Евросоюз. Будем работать в этом направлении дальше.
— Владимир Путин говорил о создании инвестиционной карты регионов. Челябинск на такой карте появится? И каким цветом он будет выделен?
— Наш главный принцип — инвестиции должны быть успешны. Об этом неоднократно упоминал Губернатор Челябинской области Михаил Юревич. А задачей законодательной власти является помощь любому потенциальному инвестору в вопросах преодоления административных барьеров. На мой взгляд, сегодня это самое главное препятствие для вложения инвестиций. Не будь административных барьеров, то, наверное, Челябинск был бы выкрашен на инвестиционной карте России в самый яркий цвет. Проблема в том, что различного рода административные препятствия чинят федеральные ведомства, нам не подчиняющиеся.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются челябинцы?
— Из сферы ЖКХ. Здесь происходят самые большие перемены в законодательстве и после того как жители стали собственниками жилья еще не все понимают, как жить дальше в новом статусе. Должно пройти несколько лет для того, чтобы изменился менталитет и чтобы все поняли: общедомовое хозяйство — это собственность людей и ничье другое. У владельца частного дома не возникает желания бежать в ЖЭК и требовать, чтобы ему бесплатно поменяли сломавшийся кран. Но за управляющими компаниями нужно тоже следить. Пока мы не можем законодательно обязать все управляющие компании печатать свои финансовые отчеты на тех платежных документах, которые приходят жителям на оплату. А это делать необходимо — чтобы жители знали, сколько на сегодняшний день у них на балансе денег, ведь куда уходят эти средства не всем понятно.
— И сколько управляющих компаний откликнулось на это предложение?
— Не все, далеко не все. Многие сказали — пусть жильцы читают сайт, мол, у нас на сайте все написано. Представляете, что такое для пенсионеров: зайти и посмотреть информацию о финансовом балансе на сайте. Ничего, я думаю, что мы заставим управляющие компании сделать так, как просят люди.
— Конец года был ознаменован информационным всплеском, о Челябинске говорили на федеральных телеканалах, причем не всегда в выгодном для города свете…
— Безусловно, все эти сюжеты об арестах и бунтах не лучшим образом сказываются и на настроениях горожан, и на имидже города. Но мы всегда заинтересованы в объективном расследовании фактов, если имеется какой-то негатив или коррупция! Хотя мое мнение — обнародовать нужно проверенные факты, а не разносить слухи. С теми же инвесторами как разговаривать, если в СМИ — скандал за скандалом. Однако и борьба с коррупцией — это тоже очень важная составляющая для инвестиционной привлекательности города.
— Владимир Путин недавно заявил, что он приветствует предложения по возврату системы прямых выборов депутатов Госдумы. А вы что думаете об этом?
— Когда человек выбирается по партийному списку, он не привязан к территории практически никогда. Считаю, что только прямые выборы как депутатов, так и главы города — самые правильные и справедливые.
— Кого из депутатов городской думы можете похвалить, кого поругать. Кто злостный прогульщик, а кто инициативный?
— В нашем созыве депутатский корпус достаточно дружный. У нас есть старожилы, которые работают в системе городской представительной власти больше трех созывов. У нас есть вновь избранные депутаты. А вот негодяев в городской думе нет. Хочется отметить, председателей комиссий по бюджету и налогам, а также по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре Владимира Смирнова и Александра Вышегородцева. Работа этих комиссий жизненной важна для города. Очень большую работу проделывают депутаты, возглавляющие комиссии по проблемным вопросам — градостроительства и ЖКХ: Борис Видгоф и Сергей Овчинников. Серьезный труд осуществляет в вопросах по местному самоуправлению Владимир Бодров. Ну и в вопросах бюджета и экономики работа кипит — ни одно заседание у нас без этих комиссий не проходит. Поэтому не хотелось бы кого-то выделять особо, у меня больших претензий нет ни к одному из депутатов.
— Насколько эффективно работала в 2012 году общественная палата?
— 2012-й — это как раз тот год, когда общественная палата только начала работать. Могу сказать, что сначала многие чиновники, в том числе исполнительной власти, достаточно скептически относились к инициативам общественной палаты, к тем же «круглым столам», да и в принципе, к обсуждению важных для города вопросов с представителями общественности. Но последняя конференция показала, что там очень много полезного и для исполнительной власти, и для законодательной. Взять хотя бы «круглый стол» по вопросам архитектурного облика нашего города — там достаточно много было высказано позитивных и прогрессивных мыслей.
— 12 января в Челябинске состоится «Матч звезд» и вы будете играть в команде Сергея Макарова. В каком амплуа выйдете?
— В каком был всю жизнь — нападающим. Подготовка к матчу идет вовсю, у нас две тренировки в неделю проходят, как минимум. Еще правда тренера не выбрали, который будет с нами работать.
— Что пожелаете челябинцам в Новом Году?
— Хорошего настроения и уверенности в завтрашнем дне.