Центр недвижимости «Форум» был создан в 2007 году и уже через три года оказался в ТОПе-10 крупнейших агентств недвижимости Челябинска, по итогам 2012 года на
По мнению собственника и директора компании, Игоря Викторовича Чернядьева, главная причина такого взлета — команда и безостановочное развитие. Как подобрать идеальный коллектив, по каким критериям принимать людей на работу, как не остановиться, достигнув успеха, Игорь Викторович рассказал редакции сайта.
1. Ювелирный подбор и вечное испытание
Профессия риэлтора особенная. Нужно быть и менеджером, и психологом, и хорошим торговым представителем. Читать души людей, хорошо знать математику, налогообложение и юриспруденцию. Таких разносторонне развитых сотрудников найти непросто. Когда-то в «Форуме» шутили: ну уж десять-то человек в Челябинске найдем! Потом возникла необходимость найти и 20, и 40, а запросы все растут.
В вузах специальности «риэлтор» нет. Профессия и рынок труда проходят стадию формирования. Опыт бывает даже во вред — поскольку нет единого стандарта, каждая компания работает по-своему. Человека, пришедшего из другой фирмы, нужно не учить, а переучивать.
В «Форуме» проблему кадров решили многоуровневым отбором и обучением сотрудников на протяжении всей карьеры.
Отбор проходит в несколько этапов: изучение анкет кандидатов, телефонный звонок — возможность услышать, как человек разговаривает, как преподносит себя, лишь затем Центр профессионального отбора (собеседование, тестирование, презентация домашнего задания, ролевая игра) для выявления необходимых компетенций.
Окончательно решение принимает комиссия из трех-четырех человек. Голосование проводится тайно: каждый член комиссии пишет на бумаге свой вердикт. Чтобы избежать влияния коллег, «открывают карты» лишь после окончания голосования. Решение принимается только единогласно. Если трое говорят «да», а один «нет», он должен переубедить остальных. Или они его. Обратить внимание на факторы, повлиявшие на решение, — может, другие не заметили, поделиться информацией.
Для кандидата это не финал, а начало пути в профессию. Под каждого новичка разрабатывается ориентационная программа, где помимо плана работы, необходимого для изучения документации и литературы, расписаны организационные и бытовые традиции: кого как называть, где находится аптечка, по каким внутренним законам живет коллектив.
Испытательный срок, хоть и существует формально, — лишь условность. Сотрудник на испытательном сроке всегда. Сколько бы времени человек не посвятил своей должности, если он не хочет выполнять Стандарты предприятия, не хочет работать на его благо и на себя, отдаваясь на 100% — пути расходятся. Можно понять это через три месяца, а можно через год.
Деятельность сотрудников полностью стандартизирована — от Миссии компании до правил деловой переписки: как работать с претензиями, как показывать объект недвижимости, как вести переговоры, как оформлять задаток… Стандарты — это живой документ, который постоянно изменяется вместе с фирмой и ее потребностями.
2. Развиваться без остановки
В компании существует собственный Учебный центр, дающий риэлтерские знания всем желающим. Стоимость курса очень невелика — о прибыли речи нет. Важнее обеспечить качественные и полезные занятия для сотрудников фирмы.
Помимо прочего, центр — поставщик кадров. После обучения лучшим выпускникам «Форум» предлагает работу.
Чтение профессиональной литературы руководство прививает централизованно. Часть книг включены в ориентационную программу — они обязательны для прочтения. Существует список «желательной » литературы.
Дважды в год каждый сотрудник отправляется на внешнее обучение. Эта норма закреплена Стандартами предприятия. Часть стоимости обучения оплачивает фирма, часть — сотрудник из своего накопительного фонда.
Зачастую руководители опасаются вкладывать деньги в обучение — ведь специалисты, такие грамотные и квалифицированные, могут покинуть фирму. Игоря Викторовича это не пугает: «Дети тоже из семьи уходят. Также вкладываешь в них и любовь, и силы, и время, и деньги. Некоторые вообще уезжают в другую страну. Думаю, что мои сотрудники к конкурентам не уйдут. Могут, конечно, создать свою компанию, но ничего плохого, во-первых, в этом нет. Во-вторых, маловероятно, что это будут делать. Своя компания создается тогда, когда не интересно и не выгодно становится работать на прежнем месте. Я это прекрасно понимаю и создаю условия работы, при которых сотрудник может раскрыть свой потенциал у нас. И достойно зарабатывать».
3. Собрания и корпоративы — конкуренция и дружба
Каждая рабочая неделя в «Форуме» начинается с общего собрания трех офисов. Отделы подводят итоги прошлой недели, обсуждают сделки, делятся опытом. Собрание — хороший повод представить коллективу достижения, испытать гордость за свою работу и подстегнуть коллег. Это и обмен опытом, и соревнование.
Еще одна важная задача собрания- информационная. Специалисты презентуют новые направления, объекты и делятся новостями, руководство рассказывает всем итоги и решения последнего собрания менеджмента.
В начале года утверждается список корпоративных мероприятий. В этом году решили встречаться раз в квартал, плюс Новый год и День рождения компании.
К корпоративам в Центре относятся серьезно. Мероприятия тщательно подбираются с учетом интересов большинства сотрудников. Ездили на экскурсию в ЧВВАКУШ и на ЧТПЗ, ходили в походы, в театры….
Корпоратив — это не только укрепление коллектива, но и своеобразный тест на коммуникабельность и надежность. Когда один не может забраться в гору, другой подаст ему руку. Потом в работе они легче найдут общий язык, больше сделают совместно. Сложные моменты — это хороший опыт. «Человек развивается, только находясь в ситуации дискомфорта», — говорит, улыбаясь, Игорь.
4. Открытость, доверие и уважение
Люди любят посудачить, это в их природе. Не дашь достоверную информацию — ее придумают. Открылся новый офис, работники волнуются: кто куда переедет, зачем взяли нового сотрудника. Проинформировать людей, снять напряжение — задача руководителя. Необходимо рассказать о перспективах, дать время обдумать, обсудить и принять решение, либо преодолеть возражения. Отсутствие информации создает нездоровую атмосферу слухов и сплетен.
Особой деликатности и справедливости требует разбор ошибок. В «Форуме» эту проблему решает комиссия по соблюдению профессиональной этики. Директор старается в ней не участвовать. Три сотрудника, один из которых руководитель направления, разбирают жалобы клиентов, коллег, рассматривают материал, выслушивают сотрудника, который работал с клиентом, и выносят решение. Оно обязательно к исполнению. Это элемент демократии, призванный, с одной стороны, не оставлять без внимания претензии клиентов и коллег по работе, с другой — защитить сотрудников от предвзятости. Не директор, не начальник отдела выносит вердикт, а свой же коллектив.
В компании нет приказов, Центр живет по решениям собраний и рабочих встреч. Документы рассылаются по электронной почте. Если возражений нет, решение считается принятым и обязательным к исполнению. Конфликтов: «Я ничего не подписывал, выполнять не буду», — система не вызывает. Буквоеды, которые ищут бюрократические лазейки от работы, здесь в принципе не приживаются.
В Стандартах компании предусмотрен раздел «Работа с личными объектами». Если сотрудник продает свою недвижимость или своих родственников, квартиру друга, он должен ее выставить в прайс, получить юридическое сопровождение от компании. Обращаясь в другой отдел, специалист фирмы выступает как клиент этого отдела.
Даже директор, покупая помещение для нового офиса, заключил договор с отделом коммерческой недвижимости в своей компании и оплатил услуги. Такая открытость сделок дает возможность взглянуть на работу Центра изнутри без тайных покупателей, поддерживает уважение и справедливость к сотрудникам.
В «Форуме» не принято использовать специалистов на побегушках у начальника. Офис-менеджер не разносит чай и кофе — каждый может и себе налить, и клиенту предложить. Работа со «своими» объектами — по общей технологии. Чувство собственного достоинства, уверенность — профессиональные инструменты риэлтора, которые важно поддерживать. Если риэлтор не уверен в себе, клиент к нему не придет, как не пойдет лечить зубы из жалости к неуверенному стоматологу.
5. Стоит ли игра свеч
На вопрос, в чем секрет быстрого взлета компании, Игорь Викторович отвечает однозначно: «Команда!» Успех компании — это заслуга коллектива единомышленников, которые любят много и увлеченно работать.
«Мне для жизни много денег не надо, могу свои офисы в аренду сдавать и достаточно. Но мне нужны другие деньги — на развитие, на то, чтобы люди ходили на работу, получали удовольствие, клиенты переезжали в лучшее жилье, все испытывали драйв. Мы строим свой микромир внутри Челябинска, такой, в котором хочется жить и работать».
Вложения в коллектив — лучшая инвестиция. А сотрудник — главная ценность для руководителя. Будут сотрудники, значит, будет и клиент, и фирма, и развитие.
Это не пустые слова. Когда в кризис фирма сидела без сделок, директор полгода платил людям зарплату и оплачивал затраты из собственного кармана, сдавая в аренду свою недвижимость. В итоге сохранил основной коллектив, который вывел компанию в лидеры рынка!