Методично, день за днем, неделю за неделей, отслеживая информационную повестку политической жизни на Южном Урале, несложно проникнуться эмоциями домохозяек. Тех самых, что сознательно обрекают себя на просмотр бесконечных телесериалов – «мыльных опер».
Чего-то мудрого, оригинального, важного от этого «мыла» не дождешься. Зато все нафаршировано интригами и разоблачениями, глобальными злодействами и бытовыми склоками. Многообразные сюжетные линии пересекаются и запутываются, прерываются и возобновляются – когда и как угодно. Так и у нас.
В последних сериях местной политической постановки ее авторы (читай – областная власть) предложили нам неожиданный поворот в сценарии. Взяли и выдвинули, казалось бы, второстепенного отрицательного персонажа на передний план. Мы-то, зрители, поначалу решили, что роль главного негодяя будет всецело отведена бывшему вице-губернатору Косилову. Ну, думали, еще бывший вице-губернатор Дятлов свою «минуту славы» получит. Но тут вдруг выяснилось, что все зло текущего момента олицетворяет третий бывший «вице» – Сербинов.
В течение считанных дней нам устами губернатора Юревича сообщили, что «Станкомаш» был разграблен», а из-за контролирующей ЧТЗ группы людей «предприятие не имеет эффективного собственника и стратегического инвестора». Скоро глава региона отправится с аналогичным визитом на АМЗ и там наверняка тоже произнесет нечто подобное.
По каждому отдельному эпизоду недогадливый наблюдатель может сказать: власти по-хозяйски заботятся исключительно о возвращении в работу на благо экономики региона пустующих промышленных площадей. А то, что все названные предприятия связывают с именем Сербинова – простое совпадение.
Тогда добавлю. Одновременно областной уполномоченный по правам человека Севастьянов выяснил, что Сербинов еще и имеет какое-то отношение к махинациям с квартирами обманутых дольщиков в Миассе. Наконец, для особого драматизма сюжетной линии запущен слух, будто бы сейчас Сербинов ищет соратников для смещения Юревича с губернаторского трона не позднее 2012 года. Это, согласитесь, обещает дальнейшее многогранное развитие образа Сербинова и художественное воплощение вечной темы неизбежной победы добра над злом.
Другая классически «мыльная» история, связанная с областной администрацией, – война с Минобороны. Сначала интрига: в Челябинске начинаются «землетрясения», дрожат и трясутся многоэтажные здания, город не может жить спокойно, идут поиски неизвестного врага. Затем проявление персонажей: область установила, что виноваты регулярно уничтожающие боеприпасы близ Чебаркуля военные; а те, как и положено мерзавцам в долгоиграющих сериалах, искусно отпираются. Сразу после нового года случился как бы хэппи-энд: одни пообещали умерить свое рвение при взрывах, другие перестали транслировать ежедневные жалобы жильцов трясущихся домов.
Конец фильма? Полноте, конец первого сезона! Кто же будет такую выгодную тему бездарно сворачивать по первому поводу?! А Минобороны для нашей власти враг практически идеальный. Достаточно автономный и слабый, чтобы мог реально насолить. Достаточно толстокожий и аморфный, чтобы мог реально обидеться. Достаточно звучный и сильный, чтобы можно было эксплуатировать его в образе реального зла. Вот и неудивительно, что опять начали «осыпаться поленницы, появляться трещины в стенах и потолках» деревень Сосновского района. То ли еще будет…
Настоящую «мыльную оперу» подарило нам и Законодательное Собрание. Кого волнует, чего там парламентарии наработали, когда депутат Ткаченко «весь вечер на арене». Платит ли он за услуги ЖКХ? Какими словами оскорбил беременную женщину в лифте? Как именно надругался над ним хоккеист Савин? Достоин ли Ткаченко возглавить фракцию ЛДПР? Достоин (!!!), узнали мы на днях. Кто-то наверняка так увлекся, что боится хоть одну серию, хоть один эпизод пропустить. «Мыло» оно и есть «мыло»…
И совсем уж показательно сериальный хит последних новостей – затеянный правоохранителями обыск в квартире и последовавшее за ним непродолжительное «пленение» журналиста Корецкого. Который, по версии силовиков, то ли просто подвергал клевете и оскорблениям главу областного союза журналистов Писанова, то ли еще и вымогал деньги с главы Каслинского района Коробейникова за снятие со своего сайта негативных статей в его адрес.
Для настоящей политической жизни – это было бы гигантское ЧП. Ну мы же знаем хрестоматийный сюжет: «Обвинение высосано из пальца. Кровавый режим душит оппозиционного журналиста. Единственного на весь регион, кто выдает одно за другим сенсационные разоблачения». Что может быть скандальнее, важнее, тревожнее? Жаль, что местная «мыльная» версия отличается от канонической так же, как сериал «Обручальное кольцо» от фильма «Покровские ворота».
Увы, но разоблачитель-правдолюб из нашего героя явно не получится. И дело тут не только в его фирменном запредельно хамском стиле изложения любой темы. Сами тексты содержали, вопреки распространяемым сейчас мифам, что угодно, кроме по-настоящему полезной, альтернативной официозу информации. Местами была откровенная ложь. Местами общеизвестные факты, с помощью гадостного лексикона доведенные до неузнаваемости. Наконец, местами, г-н Корецкий распространял в утвердительном тоне разнообразные слухи. Занятие сколь органичное для кумира домохозяек, столь и непростительное для сколь-нибудь уважающего себя и читателей журналиста.
Впрочем, хочется надеяться, что продолжение у этого негероического сюжета будет тоже «мыльным». То есть структуры облеченные силой и властью не станут делать из писателя-хулигана настоящего мученика, а проведут исключительно деликатно воспитательные мероприятия, чтобы впредь неповадно было.
Все это: для примера выбранные истории – посвежее, поярче. Есть и другие. Челябинские коммунисты неустанно играют в «царя горы», все пытаясь друг другу доказать, кто из них главный. Бизнесмен-единоросс Замятин давно и с настойчивостью мазохиста напрашивается, чтобы его лишили санатория «Еловый» и мандата депутата ЗСО, да никак не дождется расправы…
Словом, накручивать иные сюжетные нити на стержневую канву нашего политического сериала можно еще долго. Однако занятие это неприятное. Потому как подобного добра у нас и по ТВ пруд пруди. А от реальной политики, непосредственно касающейся каждого челябинца, хочется большего. Пусть без увлекательного сюжета, но с практической пользой для общества.