23.08.2011 | Моргулес Дмитрий |
В новом кабинете главного тренера «Трактора» — просторно и уютно. Дышится куда легче, чем в старой тренерской, хотя антураж не очень-то поменялся — столы, стулья, всегда включенный на хоккей плазменный телевизор, кофемашина, шкаф, две клюшки рядом с дверью и коньки наготове. Новая и раздевалка у команды — куда более просторная, удобная, и какая-то удивительно домашняя, какой и должна быть у достойной команды. Пока здороваемся с Валерием Белоусовым, пресс-атташе команды Максим Войцехович просит того еще об одном интервью.
— Так я только сегодня в «Спорт-экспрессе» был!, — недовольно восклицает рулевой «Трактора».
— А в «Советском спорте» еще нет, — улыбается пресс-атташе.
— Может, хватит пока? — улучив настроение тренера, вмешивается в разговор заместитель директора клуба Марк Винницкий.
— Внимание прессы — это нормально, — объясняет чуть позже Белоусов. — Но ведь мы пока еще ничего не сделали, никого не обыграли. Рано еще…
Грешным делом подумал, что и мое интервью летит в тартарары. Однако Белоусов данное ранее слово держит.
Двенадцать точек на новой карте
— Только давай буллиты сначала посмотрим, — кивает головой в сторону телевизора тренер. Там швейцарская и финская команды выясняли, кто все-таки удачливее в матче очередного предсезонного турнира.
Били буллиты неважнецки что те, что другие. Искринка в глазах, пара метких фраз.
— А помните, как сами, еще будучи игроком, штрафные броски били?
— В наше время буллитов в современном понимании не было. Но был у меня один, «бронзовый», в 1976 году. С Ригой играли, у них в воротах Василенок стоял. Счет 2:2. Ну, я его убрал, шайбу в уже пустые ворота положил. 4:2 в итоге выиграли…
— В феврале, когда в интервью нашему сайту вы подводили итоги предыдущего сезона, вы высказали ряд пожеланий по селекции. Цитирую: «Всего на сезон необходимо иметь пять полноценных пятерок. Должно быть два своих молодых состава и еще два — из опытных игроков».
— Сейчас так и есть.
— «Троих защитников нужно приобрести. И прежде всего — праворукого, с хорошим броском, в том числе — под розыгрыш большинства». Уже тогда думали именно о Рязанцеве?
— На примете он был, но рассматривались и другие варианты.
— «Нужно приглашать две тройки нападения, а может, даже больше. Из них — два легионера очень серьезного уровня».
— Считайте, галочку можно поставить. Все выполнено.
— Кроме упоминавшегося в прессе Глеба Клименко и Кирилла Кольцова были те, с кем велись переговоры, но договориться не удалось?
— Разговоры мы вели со многими ребятами. И с Кириллом Кольцовым, и с Денисом Платоновым, и с Антоном Курьяновым, с теми хоккеистами, кого я хорошо знаю. Но… Может, и не стоит сейчас называть всех фамилий.
— Еще одна цитата: «Возможно, один-два и останутся (про опытных форвардов прошлогоднего состава — прим. Д.М.) Но прежде всего остального надо закрывать вратарскую проблему»…
— Так один Бутурлин и остался. А насчет вратарей — сделаны два хороших приобретения.
Соглашусь с недавним интервью директора клуба Владимира Кречина — селекционные задачи решены практически полностью. Всеми, начиная с губернатора области Михаила Юревича, загоревшегося этой целью, была проделана большая работа. Очень хочется вернуть «Трактор» на лидирующие позиции. Наш город этого заслуживает.
Да, мы взяли двенадцать человек, но все приобретения — точечные. Со всеми приглашенными разговаривал я сам, и знаете, дело ведь не только в том, чтобы, собственно, позвать игрока. У каждого — свои интересы, свои вопросы. Кто еще придет в команду, с кем он будет играть, как, какие задачи ставят. Хотели и собрать побольше тех людей, которые выросли в Челябинске, но играли в других городах. Это и Чистов, и Панов, и, опять-таки, Кольцов, который хотел играть за нас, но ему видимо, сделали ну очень хорошее предложение в СКА (улыбается). Но все еще впереди…
— Некоторое удивление вызвало приглашение из «Мечела» Сергея Пайора. Он ведь не относится к молодым и перспективным, в его возрасте (26 лет) не так часто приглашают перейти в команды рангом выше…
— Когда я пришел работать в омский «Авангард», Пайор был в этой команде. Я внимательно наблюдал за ним и тогда, и в прошлом сезоне, когда он выступал за «Мечел». Сергей — трудяга, центрфорвард, с огромным желанием играть. Мы ведь хотели его попробовать еще в середине прошлого сезона, но тогда «Трактор» и «Мечел» не были так дружны, как сейчас… Наверное, Сергею поначалу будет тяжеловато, но если будет строго и надежно играть, то все получится.
— А какова судьба еще одного игрока «Мечела», работавшего с «Трактором» в межсезонье — Максима Карпова?
— Карпов возвращается в «Мечел». Там же начнут сезон Костромитин, Дугин, Данилишин. Из игроков «Мечела» интересно смотрятся Мартынов, Гречишников. Все это ребята находятся у нас «на карандаше». Они переросли молодежный хоккей, и им нужна постоянная игровая практика со взрослыми мужиками. Чтобы они «обкатанные» были, когда понадобятся.
— Почему состав двух первых троек именно такой: Чистов — Булис — Антипов и Якуценя — Контиола — Панов?
— Когда были подписаны контракты, я уже анализировал, кого с кем поставить, составлял тройки. Конечно же, сделанный выбор вовсе не окончательный, в ходе сезона все может поменяться. Хотя те игры, что мы уже провели летом, показали, что в целом выбор сочетаний сделан правильно.
— А что насчет защитников?
— Думаю, что далеко не каждую игру мы будем играть в четыре пары защитников. Скорее, в шесть или семь человек. И если они будут выходить по кругу, то каждая пара игроков обороны успеет поиграть со всеми звеньями нападения.
— Состав пар также останется неизменным? Если честно, то игра оборонцев на Кубке Губернатора не впечатлила, особенно в плане защиты пятачка у собственных ворот…
— Ну, это все-таки хоккей. В первых пяти играх межсезонья мы пропускали первыми, и вынуждены были по ходу игры менять планы, тактику, что, конечно, сказывалось. А вот когда во второй игре с «Авангардом» мы повели 2:0, команда показала, что может сыграть в обороне очень строго и надежно.
Проблемы в нашей игре, конечно же есть. Как и у всех команд на этой стадии. И они еще будут нас преследовать определенное время. К тому же посмотрите, как вырос уровень конкуренции. Все команды хорошие, крепкие, равные. Не думаю, что кто-то в лиге будет всех подряд обыгрывать, легких прогулок не будет, нас ждет трудный, тяжелый чемпионат. Все будут бороться, особенно в начале сезона.
Кузнецову тяжело. Но он наберет форму
— Отдельный вопрос по Евгению Кузнецову. На играх Кубка Губернатора было видно, что он очень соскучился по хоккею, но в то же время ему очень тяжело и он после травмы все еще немного бережется…
— Прежде всего, Женя пока далеко не в форме, его физическое состояние оставляет желать лучшего. Порой Кузи хватало лишь на первый период. И, конечно, ему нужна игровая практика. Поэтому, как только врачи разрешили ему играть, мы сразу его выпустили на игры. Сейчас с Женей много работают индивидуально, ведь ему приходиться догонять партнеров, которые за время сборов проделали огромный объем работы.
Сегодня пришел вызов в молодежную сборную на троих наших игроков — Кузнецова, Максима Шалунова и Никиту Нестерова. Им предстоит играть международный турнир. Так вот, мы с тренерским штабом сборной договорились, что Шалунов и Нестеров поедут на сбор сразу, а вот Женя — только после того, как сыграет на мемориале Ромазана в Магнитогорске.
— Вы наверняка не раз наблюдали процесс восстановления после тяжелых травм. Что здесь важнее — собственно физическая готовность или психология?
— Все вместе. Бывает и боязнь пойти в борьбу, пока игрок не окрепнет, не почувствует себя в порядке. Мы ведь тоже пока немного сдерживаем того же Кузнецова. Но надо уже думать о регулярном чемпионате…
— Не боитесь того, что вся лига знает, что у Кузнецова — больное плечо?
— Знаете, не у одного Евгения были травмы, и серьезные. У многих хоккеистов «вылетали» руки, и им делали операции. Взять хотя бы Сергея Макарова, у которого были схожие трудности.
Евгению была сделана хорошая операция, плечо качественно «закачано», и я думаю, тьфу-тьфу-тьфу, что оно больше его не будет беспокоить. Так что бояться нечего.
— Несмотря на последствия травмы, тройка Кузнецова смотрелась на играх Кубка Губернатора поживее и поинтереснее остальных…
— Ничего удивительного. Во-первых, молодые ребята быстрее «вкатываются» в сезон, во-вторых, они уже с начала июля самостоятельно занимались на льду, в то время, как командные тренировки с остальными форвардами начались лишь 20-го числа.
— Четвертая тройка нападения смотрится двояко. С одной стороны, она вроде бы собрана из того, что осталось после трех первых составов, с другой стороны — она словно создана для экспериментов, маневров и проб игроков…
— Нормальный состав собрался. Опытный Бутурлин будет для остальных «дядькой», Пайор тоже, в общем-то, не новичок. И Бурдасов, который должен вносить свою лепту. На подхвате — Шалунов, он будет много играть за сборную и больше задействован за «Белых медведей». Но когда будет с нами, подключим и его.
— Александр Бутурлин — опытный и уверенный в себе мастер. Он не обижается на то. что оказался в четвертом звене?
— Нет. Я с ним специально разговаривал с ним по этому поводу. Он ведь у меня палочка-выручалочка. И в четвертом звене он «дядька», и в любом другом составе может по необходимости появиться, случись у кого, не дай Бог, травма или игровые проблемы. Он такой игрок: поставь в любую тройку — ничего не потеряешь. Думаю, Саша все правильно понял.
— На первой тренировке в Челябинске, когда хоккеисты занимались в легкоатлетическом манеже, многие поразились атлетическому сложению Бутурлина. Он, оказывается, такой здоровый…
— Они у меня сейчас все здоровые… (усмехается)
Пока никого не штрафовал. Не за что!
— Раньше предсезонная подготовка начиналась чуть ли не в мае. Сейчас в лиге принят куда более жесткий регламент: начало командных тренировок только после 20 июля, строго ограниченное количество товарищеских игр. С одной стороны. это ставит все команды в равные условия, с другой стороны — хватает ли семи недель и десяти матчей для качественной подготовки к сезону?
— Начнем с того, что многое в предсезонной работе зависит от того, что за «контингент» в команде. Одно дело, если дружина во многом состоит из молодых игроков, чьи возможности не известны тренеру. Другое дело, если, как сейчас у меня, два-три состава игроков, которых я уже хорошо знаю и понимаю их игровые возможности. В этом случае все несколько проще — физподготовку подтянуть, кроссы побегать, со штангой поработать — и выходить на лед, играть. Месяца на льду достаточно, чтобы подойти к чемпионату в нормальной форме. Если же говорить о методиках… У каждого тренера они свои, но для опытных игроков серьезные нагрузки обязательны. Те же кроссы. В Швейцарии они были просто необходимы, чтобы ребята как следует «продышались» горным, альпийским воздухом.
После окончания предыдущего регулярного чемпионата и непопадания в плей-офф команда продолжала тренироваться и работать почти до мая. Плюс ребята индивидуально занимались, катались. Каждому хоккеисту был составлен индивидуальный график — что надо делать в отпуске, в каком состоянии подойти к тренировочному сбору.
Сегодня, как говорил Горбачев, «другое мЫшление». И у тренеров, и у игроков. Без достаточно серьезной самостоятельной работы в отпуске выдержать игроку такую спрессованную, интенсивную подготовку к сезону просто невозможно. И хоккеисты сегодня, поверьте, относятся к этому очень профессионально. Если раньше тренеры, административный персонал ходили, проверяли, все ли уснули вовремя, то сейчас даже не думаешь о таких вещах.
Конечно, свою роль сыграл материальный фактор. Зарплаты у игроков в наше время очень большие. Но, кстати, и система штрафов за нарушения у нас очень строгая.
— Кто определяет причину наказания и ее величину?
— Я и определяю. Впрочем, в это межсезонье еще никого не штрафовали. Может, и хотел бы к кому придраться, да вот не дают повода (улыбается).
— Почему в качестве места для сбора выбрали именно среднегорье, Швейцарию?
— Оптимальные условия для подготовки. Если бы поехали куда-то на высокогорье, то к турниру в Челябинске подошли бы совсем «никакие». Не было бы Кубка Губернатора — может, и залезли бы куда повыше. С другой стороны, мой опыт подсказывает, что на высокогорье погода куда более переменчива, и может сбить напрочь все планы подготовки. В Швейцарии же все «легло в руку». Хотя, может быть, еще недельку бы нам перед турниром на акклиматизацию потратить, часовой пояс восстановить. А то получилось, что мы приехали в Челябинск 11-го, а турнир начался 15-го, в самый пик акклиматизации. Может и это сказалось… Хотя в целом я пока доволен и турниров, и всем ходом предсезонной подготовки.
Мы здесь, чтобы радовать болельщиков, а не думать о психологии
— Кто сегодня в «Тракторе» лидер не только по игре, но и, как говорится «в раздевалке»? Кто, в случае чего, способен повлиять на товарищей по команде?
Есть капитан — Владимир Антипов, есть два его помощника — Геннадий Разин и Константин Панов. Игроки уважаемые, и в команде, и в лиге. Эта нагрузка — заводить игроков, спрашивать с партнеров — на них. К тому же команда собралась дружная, обстановка внутри коллектива нормальная. Еще больше ребят сплотят победы.
— А если пойдут поражения?
— А вот тут работа тренера — проанализировать ошибки, объяснить игрокам, как им играть. Не искать виновного, а стараться исправить ситуацию и избежать ошибок в будущем.
— То есть вы обходитесь без первого из двух вечных вопросов — «кто виноват?» Сразу переходите к «что делать?»
— Именно.
— Впереди еще один предсезонный турнир — мемориал Ивана Ромазана в Магнитогорске. Какие-то особые задачи ставите перед командой?
— Специально задачи во что бы то ни стало выиграть турнир не ставил. Важно сейчас наиграть составы, опробовать разные тактики игры. Не так много игр в межсезонье — всего десять. Нам бы игр 12-13…
— Но ведь сезон длинный…
— Верно. Но и связи наигрывать надо.
— Один из ваших предшественников на посту главного тренера «Трактора» Андрей Назаров предпочитал готовить команду к сезону так, чтобы она брала максимум очков в начале сезона, пока «гранды» только набирали форму. Ведущие же команды лиги обычно «разогреваются» только к зиме. Какая стратегия на сезон у сегодняшнего «Трактора»?
— Хотелось бы отыграть сезон стабильно, хотя, конечно, совсем без спадов и подъемов не обойтись. Очень важно хорошо начать сезон, чтобы сразу попасть в ведущую «обойму» команд, которые не считают каждое очко — попадут они в плей-офф или нет, а потому играют свободно раскованно. С запасом прочности и уверенности в своих силах. Тогда и стабильность результатов придет.
— Как бы вы могли охарактеризовать тот хоккей, который вы видите у «Трактора» 2011/2012 года?
— Хороший. Стабильный. Комбинационный. Красивый. Такой хоккей, на который пойдет зритель. Народ в команде играющий, уже зарекомендовавший себя. Они не имеют права сыграть плохо.
— В этом сезоне от «Трактора» ждут очень многого. Ждут все — болельщики, руководство области, журналисты, сами игроки…
— (перебивая) Это самое страшное.
— Такие ожидания не давят психологически? Ведь получается, что у команды нет права на ошибку…
— Права на ошибку нет. Но ведь мы и команду собирали совсем не для того, чтобы заботиться о том, не слишком ли на них большое психологическое давление оказывается. Мы должны играть. Я летом так ребятам и сказал: «Вы здесь, чтобы радовать болельщиков. Чтобы все увидели, — вас не зря взяли, мы не зря тяжело работали летом». Я ведь за все отвечаю. Я ребят подбирал. И голова в первую очередь моя полетит.
— Не рановато ли вы думаете об этом…
— Я говорю, как есть на самом деле. И знаете — у нас в городе удивительные болельщики. Хоккей знают, понимают, и всегда говорят так, как есть на самом деле. Хорошо сыграем — похвалят, плохо сыграем — другие слова употребят… Замечательно и то, что у них хватает терпения. Наши люди как никто достойны хорошей команды. К этому и стремимся.
Моргулес Дмитрий …еще материалы этого автора