29.04.2011 | |
Две недели назад его воспитанники в присутствии премьер-министра Владимира Путина выиграли всероссийский финал детского турнира «Золотая Шайба». Однако путь к трофею был совсем не так прост. Гость VIP74.ru — наставник команды-победительницы Дамир Михайлович Кабиров — детский тренер с 27-летним стажем.
Миллион напополам
— Как проходил финал?
— Соревнования в подгруппах проходили в Зеленограде. Там мы обыграли главных конкурентов: «Неву» из Санкт-Петербурга и «Форварда» из Пензы. После этого нам сказали, что финал 16 апреля пройдет в «Лужниках» и на игре будет присутствовать Владимир Путин.
Накануне матча для нас провел мастер-класс Алексей Касатонов. Зайдя в раздевалку перед тренировкой, наши тренеры обомлели: на скамеечках были аккуратно сложены спортивные костюмчики Forward, ранцы и маечки. Знаете, как у команды мастеров. Групповой этап мы играли в старой форме, а перед самым финалом наш спонсор успел пошить новые красивые майки, в которых ребята и вышли на площадку.
К командам присоединился Владимир Путин в форме сборной России. Он сказал, что 2 месяца стоит на льду и извинился, что не очень-то хорошо катается. Потренировался, даже поделал упражнения с ребятами. Потом пообщался с мальчишками, сфотографировался и пожелал командам хорошего финала. С моим помощником Вячеславом Побуринным даже о чем-то шептался минут семь. До сих пор нам Вячеслав Олегович не открывает тайну, о чем они разговаривали (смеется). Меня-то в Москве не было…
Финал собрал полные трибуны «Лужников». Нашу игру с Пензой транслировали по телевизору. Она получилась тяжелой. Команды были равные, но тактически мы переиграли соперника, использовав две его ошибки и в результате победили 2:0. Награждали нас все великие хоккеисты и тренеры. Их перечислять устанешь. И в том числе премьер-министр, пригласивший нашего нападающего Александра Жабреева для персонального награждения. Нам вручили кубок, медали, денежный чек и каждому игроку подарили часы. Все СМИ написали, что нам дадут миллион, но оказалось, это на две команды. Пообещали в течение 2 недель перечислить 500 тысяч на счет нашей 129 школы.
«Золотая шайба» вопреки
— Вы сказали, что вас на финале в Москве не было. Почему?
— Знаете, «Белых медведей» не очень-то хотели видеть еще на областной «Золотой шайбе». Перед турниром нам сказали, что мы, как участники первенства России среди школ, не имеем права играть на «Золотой шайбе». Хотя по регламенту не могут заявляться только участники школьного первенства России при командах мастеров. Наше же отделение создано при обычной школе №129. Да, мы находим деньги и арендуем лед на арене «Трактор», но любой может сделать так же. Мы не СДЮШОР, не спортшкола и не числимся при команде мастеров, а значит, имеем полное право играть на «Золотой шайбе». Нас всячески пытались «закопать», но, в конце концов, мы прошли и областные соревнования и зональные, уверенно обыграв всех соперников. А потом выиграли и всероссийский финал.
— Почему же вашей команде чинили такие препоны?
— Это долгая история. Еще в 1991-м году, когда вместе с Советским Союзом распался комсомол, «Золотой шайбой» в области заниматься оказалось некому. Собрали нас 20-30 тренеров и предложили создать общественную организацию, которая будет ответственна за проведение «Золотой шайбы» и «Кожаного мяча». Через комитет молодежной политики выделялись средства. Так работа шла до прошлого года.
Но в 2010 начальником главного управления молодежной политики Челябинской области назначили Антона Бахаева. Он убеждал меня, что финал «Золотой шайбы» нужно провести празднично, ярко. Я был доволен первой встречей с ним.
На деле же «Золотую шайбу» провели в усеченном виде. Во время отборочных областных соревнований, где участвовали порядка 1000 детей, периоды сделали по 10 минут «грязного» времени. Это же не хоккей. Детей на турнире не кормили. А они там целый день торчали. Но самое страшное было на финале области. Вместо 18 предполагаемых команд в турнире сыграли лишь… 12.
На каком основании господин Бахаев изменил формат? Кто ответит за то, что 120 мальчишек не сыграли в финале? Да, устроили красивое закрытие турнира, был губернатор, было награждение. Но у меня создалось впечатление, что все это сделано Бахаевым с единственной целью — пропиарить самого себя. А до детей и хоккея, ему, по-моему, дела нет.
Позже он же отнял право проведения межрегионального соревнования с участием лучших детских команд Урала и Сибири у села Первомайское (Там находится спорткомплекс «Олимпийский» с трибунами на 250 мест, который построили в 2007 году — примечание автора). Мы с предшественником Бахаева Алексеем Слаутиным добивались от Москвы разрешения провести турнир именно там, чтобы хоккей дошел и до провинции. В Первомайском, я вас уверяю, это был бы настоящий праздник хоккея, собравший все население Коркинского района. Вместо этого турнир прошел в «Юности» при пустых трибунах. Я высказывал господину Бахаеву свое недовольство по этому поводу.
А насчет моего отсутствия в Москве… Мы обратились с просьбой к господину Бахаеву чтобы нам оплатили поезд и дали суточные детям. В суточных нам сразу отказали, а про поезд сказали: «купите билеты, а потом мы рассчитаемся». На билеты надо было 40 тысяч, а я сумел собрать только 35, то есть на 18 человек вместо 19. В результате я не поехал, а командой руководил мой помощник. Еще родители собрали на питание 80 тысяч, которых нам, похоже, никто не вернет. Но мы ждем от Главного управления молодежной политики Челябинской области выполнения их обещаний.
…из того, что было
— Расскажите о своей команде «Белые медведи».
— Четыре года назад мы собрали мальчишек, которые когда-то уже занимались хоккеем. Кто в «Тракторе», кто в «Мечеле», кто в «Сигнале». Они к тому времени были там не нужны. Первые два года приходилось заниматься на улице.
Когда построили арену «Трактор» тогдашний директор сооружения Исаак Валицкий пустил нас сюда. На искусственном льду мальчишки стали прогрессировать. Сначала мы заявились на первенство города, потом буквально выбили себе право играть на первенстве региона среди СДЮШОР. В первый год выступлений мы были там третьими, в прошлом году — вторыми, в этом — снова третьими.
Сейчас несколько наших ребят тренируются с «Трактором-98». Их тренер смотрит, подойдут они команде, или нет. Передайте, пожалуйста, большую благодарность директору арены «Трактор» Яну Якуцене. Он выделил для нас дополнительные помещения и очень сильно помогает отделению хоккея «Белые медведи».
— Дети наверняка шалят иногда. Как вы к этому относитесь — прощаете, или требуете дисциплины?
— У работы с детьми своя специфика: в первую очередь, мы стараемся развивать у них патриотизм по отношению к своему двору, городу, Родине, в конце концов. У взрослых такой подход уже не пройдет. Там «плати — мы будем играть» (смеется).
Дисциплины, конечно, требуем. У нас в команде, например, есть свой «штрафбат». Провинившиеся таскают шайбы, убираются в раздевалке, полы даже моют иногда. Мы очень серьезно относимся к успеваемости ребят в школе. Троечников отстраняем от игр, а иногда и от тренировок. У нас в команде 90 процентов четверочников и пятерочников. Если у пацана в учебе голова варит, то и на поле она будет варить.
— Какая зарплата у детских тренеров в Челябинске?
— Я получаю 16 тысяч рублей, мой помощник — 13, а студент, который нам помогает — 7,5.
— Присутствие премьер-министра, губернатора на играх, 500 тысяч призовых — это хорошие, но разовые акции.
— Сегодня действительно единой системы развития детского хоккея, как мне кажется, нет. Кто где как попросит, кто где что даст. Вот так сегодня детские команды и существуют. Очень сложно выживать, если честно.
Мы постоянно с коллегами-тренерами и руководителями обсуждаем такие вопросы. Чтобы малоимущей семье отдать ребенка в хоккей, нужна государственная система финансирования. Очень важно, чтобы у детей был рядом стадион. Если мы увидим хорошего мальчишку, то выпросим у спонсоров деньги, чтобы его одеть и обуть. Но одна арена «Трактор» на 400-тысячный северо-запад — это капля в море. Конечно, необходим второй каток. Уверен, на северо-западе уйма талантов, но проблема в том, что мы никогда с ними не встретимся.
Я всю жизнь посвятил тому, чтобы больше детей занимались хоккеем. Когда на наших глазах один молодой человек лишил 120 мальчишек заработанного ими права участия в «Золотой шайбе», руки, конечно, опустились. Но когда мы одерживаем победы, когда сам Путин поздравляет нас, то мы окрыленные снова рвемся в бой.
Знаете, бывает, мы сидим с тренерами и жалуемся друг другу: «Все, надоело, не могу больше, ухожу из хоккея». А через два дня мы уже соскучились и опять у нас волнение, ожидание игры. Да мы и в отпуск-то не уходим. Мы сами выбрали это дело и никуда от него уже не денемся. Такая у нас любовь к хоккею. Надоело, конечно, выпрашивать деньги. Хочется, чтобы все было системно. Но, видимо, у нас в стране всегда надо будет стены лбом прошибать.
Петр МАЛЕТИН