Коррупция. Другая сторона | Авторская колонка

25 октября 2011 | Авторская колонка

21.06.2011 | Моргулес Дмитрий |

У нас, как известно, очень любят говорить о коррупции. О том, что она, злодейка, всех и все душит, убивая на корню едва ли не все благие начинания и позывы, а также усиленно расшатывает основы нашего государства.

 

Если нет возможности посмотреть, можно почитать
 

Не согласиться с этим трудно, особенно на фоне коррупционных скандалов в таких, казалось бы, далеких от больших денег сферах, как единый госэкзамен.

Однако многочисленные наблюдатели, эксперты, глашатаи и профессиональные аналитики-болтуны, на мой взгляд, рассматривают только один бок жирного тела коррупции, а именно все, что связано со взятками чиновников, гаишников, врачей, учителей. И серьезно упускают при этом другой «бок» явления — коррупцию в коммерческих структурах.

Не так давно журнал «Секрет фирмы» издательского дома «Коммерсант» опубликовал достаточно масштабное исследование проблемы коррупции в коммерческих предприятиях. И выяснилось, что практически в любой достаточно большой структуре, особенно связанной с производством чего-либо, возможности для «левачка» или отката имеют сотрудники едва ли не каждого подразделения.

Вот кто на чем и как может воровать. Цитирую: «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР — вывод активов путем их продажи аффилированным фирмам по заниженным ценам; ОТДЕЛ ЗАКУПОК — закупки по заведомо завышенным ценам у дружественных поставщиков за вознаграждение; ОТДЕЛ СБЫТА — продажа неучтенных излишков продукции «своим» покупателям и необоснованные скидки; ОТДЕЛ КАДРОВ — прием на работу неподходящих сотрудников за взятку; СЛУЖБА ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА — завышение объемов инвестиций в производство и объемов внеплановых ремонтных работ; СЛУЖБА ГЛАВНОГО ТЕХНОЛОГА — завышение норм расходования материалов для производства; ЦЕХА — прямое хищение готовой продукции под видом брака; ОТК и диспетчеры — закрывают глаза на высокий уровень брака и потерь; ТРАНСПОРТНАЯ СЛУЖБА — завышение цен на ГСМ, накрутка счетчиков, закупка ГСМ по максимальным ценам». И так далее, и тому подобное.

У меня среди знакомых достаточное количество тех, кто работал, работает в крупных промышленных компаниях или тем или иным образом сотрудничает с ними. По их заверениям, попасть на работу в подразделения продаж (или наоборот, закупок) любого из наших металлургических гигантов без очень большого блата просто нереально. Будь ты хоть сто тысяч раз гением продаж и знатоком рынка сбыта или поставок. Про то же, КАК осуществляют некоторые закупки для нужд завода или КАКОЙ процент со скидки идет назад менеджеру по продажам в виде отката, люди, вращающиеся в этих бизнесах, говорят, как о таблице умножения — наизусть. А сметы на строительство некоторых объектов могут достигать астрономических сумм, иногда в разы превышающих реально необходимые затраты.
При этом проблема коммерческой коррупции касается, по уверениям моих знакомых, практически всех — от небольшого ресторана или частной лесопилки до наших металлургических гигантов, славы и гордости южноуральского бизнеса. Причем последних иногда — в бОльшей степени. Собственные службы безопасности и контроля, которыми обзавелись многие компании, увы, помогают далеко не всегда. Иногда потому, что не только в курсе, но и в доле.
Казалось бы, на пути массового воровства в частных компаниях и фирмах должен стоять один, но очень реальный барьер — владелец. Это ведь, по сути, его личные, кровные деньги воруются. И уж они-то, казалось бы, всегда будут стеречь их лучше, чем старая бабушка, государственный склад…

Но…

«А ты что, думаешь, он не в курсе?», — рассказывали мне про одного очень известного челябинского бизнесмена и про то, как гендиректор его компании уводит «налево» весьма приличные суммы. «Очень даже в курсе, более того, позволяет это делать». Мотива два — найти действительно грамотного, толкового, способного делать дело, и, главное — обладающего всеми необходимыми связями топ-менеджера мягко говоря, не так уж и просто. А пока в общем итоге дело приносит приличную прибыль, то владелец может себе позволить не обращать внимание на «шалости» директора. Лишь бы не зарвался окончательно.

В Уголовном кодексе, кстати есть специальная статья, специально «заточенная» под такого вида воровство. Ее номер — 204, а название — «Коммерческий подкуп». Наказание, кстати, может настичь как «взяточника», так и «откатодателя», причем весьма суровое: по третьей, самой тяжелой части — до семи лет. Но — реальных приговоров по ней выносится крайне мало. Да и заявителей почти нет — коммерческий откат, как и, скажем, какая-нибудь проституция — это, конечно, преступление, но совершается оно по взаимному согласию и к взаимному удовольствию сторон. Никто заявление не подает.

Меж тем коррупция коммерческая ничуть не менее опасна для страны и ее жителей, чем мздоимство чиновничье — все расходы на нее по факту включаются в цену товара, которую платит в итоге потребитель. То есть мы с вами.
Что же делать? Неужели с этим явлением нельзя справиться? Отчего же, очень даже можно. Мировая история знает и способы, и примеры. Ключ к проблеме — избавление от монополизма, создание условий для высокой конкуренции на рынке. Тогда коррупция, а значит, и более высокая себестоимость конечной продукции, не оставляет фирме шанса на выживание и обрекает ее владельца на разорение. Жестко — да, но по-иному — никак.

Впрочем, создание таких условий на всех без исключения рынках — уже вопрос мощной политической воли. Но это совсем другая история…

Моргулес Дмитрий …еще материалы этого автора