Говорят, что последние дни перед Новым годом — самые сложные в психо-физиологическом плане. Тут тебе и ежедневное самоедство на предмет «что успел, а что не вышло», и обязательные для участия корпоративы, и попытки уложить спартанский семейный бюджет в прокрустово ложе лукулловых желаний. Чушь всякая, в общем…
Политическая жизнь тоже ногам покоя не дает. Митинги прошедшие и грядущие, выборы с думами в башке… Вернее, с остатками дум, плавно перетекающими в разноречивые прогнозы. Вдобавок ко всему угораздило меня сходить на премьеру «Ходорковского». Зал, конечно, был полон, но я никогда не поверю, что в Челябинске есть столько людей, страстно любящих документальное кино. А нужно быть страстным его любителем, чтобы посвятить ему почти два часа своей жизни.
«Ходорковский» и не кино вовсе, а очень длинный телерепортаж, претендующий на расследование. Автор — немец, потому в нем есть и церкви на фоне русских снегов, и деревенские подростки с «мафоном» и глупым вопросом: «А чего это вы тут снимаете?» — и фразы вроде: «Знаешь, жить в России дорого, а жизнь стоит дешево…» Не то, чтобы совсем уж развесистая клюква, но… Вот представьте, встал бы я в зале кинотеатра имени Пушкина А. С. и два часа зачитывал бы слушателям собственные репортажи. Так и здесь: нормальная репортерская работа была позиционирована как художественное произведение. Зачем?
Одно понравилось — собственно Ходорковский, представленный в виде героя компьютерного черно-белого мультика. Справедливости ради скажу, что в конце репортажа являлся он там и как герой интервью из клетушки в зале суда. Это была настоящая журналистская удача, спорить не буду. Но все-таки точнее всего Михаил Борисович был показан именно как виртуальный персонаж, рассекающий черно-белым пиджачным плечом финансовый бассейн, наполненный деньгами.
Судьба опального олигарха для многих и стала символом оппозиции. Ходорковский сделал свой выбор — и оказался за решеткой, хотя и имел возможность избежать многолетнего заключения с весьма смутной перспективой досрочного освобождения. Для оппозиции он удобен именно как виртуальный персонаж, потому что реально садиться в тюрьму из-за убеждений современные протестанты вряд ли согласны.
…У меня есть и реальные символы нынешнего времени. На днях я зашел в одну из точек общепита, которые принято называть «студенческими». На последнюю «сотку» купил тарелку супа и кусок пиццы. Поставив поднос на стол, заметил, что у входной двери притулилась скромная бабулька в истертой до дыр, но чистой мужской дубленке. К ней подошла уборщица. Начали шептаться. Краем уха, я слышал «мне бы покушать…» и «бабушка, нельзя у нас, тут ЛЮДИ КУШАЮТ…» Старуха молча вышла. Я нащупал в кармане мелочь. Рублей 20 оставалось, но ничего, можно же и без «маршрутки» обойтись, а бабка хоть хлеба купит. Вышел на улицу. Вдоль проспекта Ленина перемещались ЛЮДИ. В офисных зданиях, в кабинетах учреждений и шоу-румах бутиков сидели и стояли ЛЮДИ. А вот старухи, которой хотелось есть, я найти не смог. Именно ее, конкретной, в мужской дубленке. Можно было положить деньги в стеклянный шар с надписью «На благотворительность» в Никитинском, но мне нужна была она, реальная, как голод и мороз. Не нашел. Наверное, зашла в другую кафешку, где кушают ЛЮДИ, чтобы попросить еды.
И это мы с вами виртуалы, живущие в придуманном мире торговых марок и итальянской кухни. Это у нас перед Новым годом возникает надуманная усталость и конфликт придуманных зодиакальных знаков. Оглянитесь вокруг. Есть те, у кого все по-настоящему…