Я знала, что 4 декабря мне будет хорошо. Лет десять назад, когда и без того не избалованные жизнью советские интеллигенты совсем растерялись от ощущения собственной ненужности и невоз-можности кормить семьи, когда стали недоступными театры, концерты, покупка книг — то «лишнее», ради которого привычно отказывались от необходимого.
Вот тогда Государственный русский народный оркестр «Малахит» пригласил горожан на концерты «Поют врачи» и «Поют ученые».
Среди приглашенных на сцену медиков, технарей, педагогов оказались люди с хорошими голосами, оркестр звучал прекрасно. Но самое интересное был зал, люди, наполнившие его. Было видно, что они истосковались по общению с себе подобными, по атмосфере тепла и возможности обмениваться этим теплом друг с другом. Они словно выпрямлялись на глазах, взгляды теплели, на лицах появлялась улыбка. Может быть, некоторые из тех, кто тогда всерьез задумывался, не бежать ли куда подальше из страны, где не ценят эрудицию, профессионализм, желание работать на благо общества, или все же остаться и продолжать «нести свой крест и веровать».
До сих пор и несут, и веруют. В этом убедилась, побывав 4 декабря в зале ТЮЗа, где «Малахит» давал первый концерт из цикла «Город и горожане», посвященного предстоящему в будущем году 275-летию Челябинска. Открылся цикл концертом «Поют врачи».
Врачей было двое. Два тенора, два знаменитых хирурга: ангио (сосудистый) хирург, доктор медицинских наук Сергей Зотов и кардиохирург, кандидат медицинских наук, директор Центра хирургии сердца Михаил Малышев. Как певцы они челябинцам тоже известны.
Зал, как и десять лет назад, был набит под завязку. В основном коллегами певцов — медиками, но и лица вузовских преподавателей, профессиональных музыкантов и представителей других профессий, требующих природных способностей, хорошей выучки и непрерывного труда, было немало. Овации, обилие богатых букетов. Праздник, большой и красивый.
Что пели? Хиты всех времен и народов: романсы, танго, неаполитанские, испанские, французские и так далее песни из тех, что и бабушки наши пели, и отцы-матери, и люди нашего, уже уходящего поколения. Хочется, чтобы и идущие за нами поняли непреходящую прелесть этих выверенных деся-тилетиями мелодий, и трогательно наивных текстов:
Ужель, так скоро погас огонь любви,
Ужель, все клятвы забыла ты?
Нет, не поверю, ты не изменишь,
Со мною будешь навеки ты…
Эту неаполитанскую песню «Морячок» Михаил Малышев пел на итальянском, а я привела здесь русский текст, как напевала еще моя бабушка.
Согласитесь, получше все-таки, чем:
Я тебя, тебя сегодня буду обнимать,
Я тебя, тебя сегодня буду целовать…
Ну, это так, к слову.
Голоса у Сергея Зотова и Михаила Малышева прекрасные, оркестр и его солисты баянист Сергей Основин и Татьяна Кочетова (балалайка) были виртуозны. Штраусовское зажигательное обаяние народного артиста России Виктора Лебедева, художественного руководителя и главного дирижера «Малахита», объединяло зал…
После концерта народная артистка России Галина Зайцева не могла сдержать сожалений:
— У Малышева настоящий большой оперный голос. Если бы он выбрал не медицину, а вокал, был бы сейчас на вершине оперной славы. Хирургов много, а такой голос уникален!
Позволю себе не согласиться с Галиной Семеновной. Нет, не в оценке голоса, тут она несравненно компетентнее, да и я в восторге.
Просто историю выбора Михаила Малышева я знаю. Он вырос в семье великого (без преувели-чения) хирурга, основателя челябинской хирургической школы Юрия Ивановича Малышева и прекрасного гинеколога Киры Ричардовны Малышевой. Понятно, что отцу было что передать сыну, и он настоял, чтобы тот пошел по его стопам:
— Сначала стань врачом, потом, если не расхочется, пой.
От ждавшей Михаила консерватории пришлось отказаться. Впоследствии хирург все же узнал счастье, когда твоему голосу внимает зал, причем не только там, где тебя знают, но и в Италии, Португалии, где он гастролировал с оркестром «Малахит».
Не знаю историю выбора профессии Сергеем Зотовым, но думаю, что дилемма стояла и перед ним.
Есть счастливцы, которых природа одарила так щедро и многообразно, что предстоит либо трудный выбор, либо попытка сохранить и развить в себе все лучшее.
Мне кажется (а, может быть, ошибаюсь) раньше умение делить себя между профессией и искусством было куда больше принято, чем сейчас, когда время сужается, объем необходимых для главного дела знаний и умений увеличивается, поглощая порой человека целиком.
Вспоминаю послевоенные годы. Подготовка к выборам любого калибра начиналась задолго до дня голосования, и задолго же начинались лекции и концерты на избирательных участках. Наш участок находился в красном здании по улице Красной: в бывшем помещении Реального училища, а тогда уже институте механизации и электрификации сельского хозяйства.
Туда на концерты сходились жители окрестных многоэтажек (сплошь коммунальные квартиры), приземистых домиков «частного сектора», бараков «Челябстроя» и НКВД. Особенно полные залы со-бирали концерты вокального коллектива преподавателей. Был такой. Войной прибило к Челябинску немало людей с таким высоким уровнем образования и культуры, каких если и можно было до войны встретить в нашем городе, то — единицы.
Наверное, эти люди относились к своим концертам очень серьезно: у женщин были концертные платья, причем, судя по их разнообразию, из своего гардероба. Мужчины в старательно сохраняемых строгих костюмах и белых рубашках, с галстуками.
Что пели? Да то же, что и наши тенора-хирурги сейчас: классические и эстрадные романсы, песни советских композиторов, неаполитанские песни плюс (это серьезно!) оперные арии, дуэты.
А времена были куда жестче нынешних. Но российские интеллигенты, по крайней мере лучшие из них, умеют держать спину.
Кстати, заканчивался нынешний концерт «Поют врачи» песней Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского:
А я остаюся с тобою,
Родная навек сторона.
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.