А вдруг на самом деле каждый чиновник свято верит в свою нужность? За что его так тогда?
— Вы же понимаете, что чиновный аппарат раздут. В стране слишком много чиновников, как в СССР, — сообщил журналистам первый заместитель губернатора Челябинской области Олег Грачев, подменивший своего шефа на традиционном понедельничном пресс-подходе.
Журналисты понимающе загудели, а Грачев продолжил развивать мысль. Дело все в том, что совсем недавно на имя губернатора Челябинской области Михаила Юревича пришло обращение от глав трех десятков сельских поселений. Помимо традиционных «Кто виноват?» и «Что делать?», главы задали более провокационный вопрос «Доколе?» Доколе село продолжит стагнировать в местном сельпо, находясь в состоянии «искусственно созданной нищеты»?
Особую озабоченность глав вызвало губернаторское предписание сократить долю управленческих расходов в бюджетах муниципальных образований до 5 — 10%. Это, как вы понимаете, уже полный караул, ведь бюджеты некоторых МО сравнимы с зарплатой чиновника средней руки в сияющем, но недоступном Челябинске. Что уж тут сокращать то?
Находясь, вероятно, в полнейшем управленческом тупике, авторы письма снабдили свои слова апокалиптической картиной, когда некоторые главы «опуская руки от бессилия, бросают мандаты и уходят в отставку».
Так и представляю, как некоторый глава подходит к окошку бухгалтерии, получает на руки серый квиточек с плохо отпечатанными унылыми цифрами, опускает их (руки), бросает закутанной в шаль бухгалтерше с густо нарисованными губами: «Ман…(запрещенное с 1 сентября слово)а ты, Пелагея Семеновна…» — и уходит в степь да степь кругом…
Шутки шутками, а Грачев рассказал, что есть у нас в области некоторые поселения, где при бюджетном доходе в 300 тысяч рублей затраты на содержание чиновников достигают 1,7 миллионов, а средний процент, уходящий на прокорм аппарата равны у нас 70% бюджета. При всем при этом дотации селянам идут из бюджета областного, и очень хотелось бы, чтобы деньги эти уходили на закупку тяжелой автогрейдерной техники, а не туры выходного дня в страны, где ходят в белых бурнусах.
— По сути нас просят давать деньги и никого при этом не трогать, — возмущался Олег Николаевич. — Ну так пусть проводят собственные расследования, убирают тех, кто дублирует функции. Мы в правительстве ведь тоже сокращения проводим, недавно упразднили управление по взаимодействию с полпредством Президента РФ, если кто вдруг не знает…
По словам первого зама губернатора, в правительстве области намерены провести эксперимент: тем поселениям, где управленцы все-таки найдут в себе люди провести оптимизацию расходов на свое содержание, на каждый сэкономленный рубль областной бюджет выделит три. Которые пойдут, разумеется, на благоустройство территории и разнообразную социалку.
Начинание благое, но сдается мне, что кулуарное сокращение штатов местных администраций окажется сродни собраниям якобинцев или клуба самоубийц. Ну как Михалыч сократит Никанорыча, он ведь вместе с ним уже 20 лет на рыбалку ездит.
И потом… Иногда меня посещает совершенно сумасшедшая мысль: а что если российские чиновники в самом деле, с самым чистым сердцем и помыслами верят в полезность своего существования? Что так и надо, и пресловутое «делегирование полномочий» — их святая функция и обязанность, а в конце концов всем будет только лучше. Если и вправду «утром мажу бутерброд — сразу мысль: а как народ»? За что же их так тогда?