Знаменитый музыкант Юрий Розум, принявший участие в концерте благотворительного фонда «Андрюша», дал интервью корреспонденту VIP74.ru
— Ваш нынешний приезд в Челябинск непосредственно связан с фондом «Андрюша». В то же время известно, что у Вас есть и свой благотворительный фонд. Расскажите о нем.
— У нас три направления помощи.
Прежде всего — это финансовая — ежемесячные стипендии от двух до трех с половиной тысяч рублей. Для некоторых ребят, не для москвичей, а для тех, кто живет в отдаленных уголках это, к сожалению, просто источник существования.
Второе — творческая помощь: организация мастер-классов, привлечение детей в фестивали, на которых они общаются с уже состоявшимися музыкантами.
И третье направление, к которому мы пришли не сразу — «Дети — детям», когда ребенок своим искусством помогает другому ребенку, своему сверстнику. Например, ставится задача: «На концерте собираем средства, чтобы купить аппаратуру для глухих». И наш подопечный играет, уже зная, что делает это не только для себя, не ради аплодисментов, но он должен сделать так, чтобы глухие дети услышали его музыку. Это помощь нравственная, ребята начинают по-другому мыслить, они видят свою роль и начинают по-другому играть, заниматься, работать. Когда ребенок помогает другому ребенку, это совершенно меняет акценты.
— В рамках программы «Дети — детям» куда вы еще выезжали?
— Мы поехали в детские колонии и выявили интерес к классической музыке у совершенно, казалось бы, «потухших» девчонок, от 10 до 17 лет. У них с виду потухшие взоры, им вроде ничего не интересно. Начальница одной колонии нам прямо сказала, что «не будут они слушать эту классическую музыку».
А мы устроили там мастер-класс, девочки создавали букеты по флористике, театральная студия работала, живописная мастерская. Девчонки начали что-то делать своими руками, загорелись. Пришли на концерт, а их сверстники играют сложнейшие произведения. Девчонки вскакивают, кричат «браво», «бис», бегут за автографами. Это совсем другие лица, другие глаза.
А мои—то подопечные все это смотрят, и видят разницу, видят, что может музыка. В этом смысле очень важно ребенку дать правильные импульсы. Талант ведь сам по себе — это сила, которая еще не известна, будет она разрушительна или будет созидательна. Это огонь, он может вообще все спалить. Все зависит от потенциала этого таланта. И направить его на созидание — в этом огромная роль подобных благотворительных фондов.
— Насколько часто Ваши подопечные участвуют в концертах «звездного» масштаба?
— В профессиональном детском воспитании очень большим риском является эксплуатация ребенка на сцене. Некоторые фонды существуют как концертная организация и делают имя и себе, и ребенку, но в то же время — и кассу. И последнее стоит во главе. С одной стороны,это всех устраивает — фонд, родителей, потому что их ребенок прославлен, имеет успех, приносит доход. Детям это тоже нравится. Но с другой стороны, когда ребенок играет по 10—15 концертов в месяц… Во-первых, он не может учиться, а ему надо обучаться и другим предметам. А во-вторых, он выхолащивает свою душу. В этом возрасте им надо накапливать, а не расточать.
Отдельные такие события необходимы, но как закономерность концертирующий ребенок — это нонсенс. И раньше мой профессор Лев Николаевич Наумов, великий музыкант, категорически запрещал своим ученикам, школьникам, участие в таких турах. Они могут быть интересными, безусловно, могут быть важны для будущего, но для души очень опасно, поэтому во всем нужна мера.
Был период, когда меня не выпускали за рубеж, и тогда я часто играл в музыкальных, художественных и самых обычных школах. Я видел, какая разница во взглядах, в интересах, у тех детей, кто хоть как-то прикасается к искусству. Я много принимал участие в круглых столах, в пресс-конференциях, в телевизионных шоу и дискуссиях по поводу новых законов, которые готовит министерство образования. Законов, которые могут нам вообще закрыть нашу культуру.
— А нынешние законы помогают начинающим юным артистам?
— С сегодняшними законами мы еще умеем как-то ладить, хотя помощь небольшая. В отличии от Запада, у нас не поощряется благотворительность. В западных странах, если компания или частное лицо внесло свой вклад в благотворительную организацию, эта сумма у него не облагается налогом. У нас же он и вносит, и платит по полной программе налог, в этом смысле, поощрения благотворительности от государства нет. И это очень плохо, это говорит о том что у нас законы не направлены на добро. А будет еще хуже.
Нашлись какие-то деятели в министерстве образования, которые считают, что профессиональное музыкальное образование или хореографическое нужно начинать только с того момента, когда молодой человек уже решает, становится ему профессионалом или нет, это примерно в 15 лет. 15 лет, вот на этом инструменте (показывает на фортепьяно), если начинать учиться, ну в лучшем случае легкий миниатюрик Черри он сыграет, но он никогда не станет виртуозом, никогда не станет профессионалом, это просто исключено. Все профессиональные навыки закладываются в возрасте от 5 до 12 лет. И не только в смысле двигательном, когда формируются руки, но и в смысле накоплении репертуара, мозг впитывает в себя и на всю жизнь закладывает основания именно в этом возрасте.
Просто государство хочет освободить себя от финансирования. Если это случится, то, я может стану не выездным, но все же скажу: родителям придется платить по 14—16 тысяч рублей в месяц за обучение ребенка музыке, при наших зарплатах, при нашем уровне жизни это невозможно. Музыкальные школы будут закрываться и мы не будем растить полноценных, культурных, детей. Я считаю, что полноценное образование ребенка — это тогда, и только тогда, когда он разбирается и в литературе (в том, что преподается в школах), и в музыке, и в живописи. Не обязательно он должен играть, но он должен хотя бы это видеть и слышать.