06.09.2011 | Джон Гальянов |
Недавний лауреат питерского фестиваля короткометражного кино «Метрополис» челябинский режиссёр Андрей Загидуллин перебрался в Москву, где больше шансов «запуститься» с полнометражным дебютом. Корреспондент VIP74.ru поговорил с Андреем о фестивальном движении, московской киноиндустрии, об её отсутствие на Южном Урале и экзистенциальном болоте.
Открытый финал
На «Метрополисе» Андрей стал первым в номинации «Лучшая режиссёрская работа». Победу ему принесла короткометражка «Красная коробка» — триллер про мальчика и трансцендентальную коробку, которая то ли была, то ли её не было. Финал открыт для интерпретаций.
По словам Андрея, фестиваль почти для всех превзошёл ожидания: «Александр Сокуров (председатель жюри. — Прим. авт.) был в полном восторге от творческих работ. Он даже предложил Алексею Герману-старшему написать совместное письмо Константину Эрнсту, чтобы все конкурсные картины «Метрополиса» показали на «Первом канале». Это, конечно, здорово, что дирекция фестиваля и председатель жюри думает о дальнейшем продвижении фильмов!».
Кто ещё был под впечатлением от работ молодых режиссёров, так это Дуня Смирнова, которая преподавала сценарный мастер-класс на «Метрополисе». «Мне Дуня понравилась. Очень на мою маму похожа, — признаётся Андрей и добавляет: — В жюри, кстати, ещё была Любовь Аркус (главный редактор киножурнала «Сеанс». — Прим. авт.). Вот её комментарий был более сдержанный. Она сказала, что, да, работы нормальные, но в них нет протеста. Желание делать что-то новое».
Среди же ничего не получивших лент, стоит отметить фильм «После сумерек» ещё одного челябинского конкурсанта, Дарьи Онищук. «Я думаю, Дашиному фильму могли бы дать гран-при или приз за лучший сценарий, — замечает Андрей. — На любые призы её фильм спокойно претендовал. Это очень оригинальное кино, которое я бы охарактеризовал как арт-хоррор в стиле Дарио Ардженто. Фильм идёт полчаса и, знаешь, это такая мрачная легенда про полузаброшенный детский лагерь. Лично я полностью растворился в картине».
Режиссёр в провинции — человек-оркестр
Спустя некоторое время после приведённой выше беседы, я разговариваю с Андреем уже не очно, а по телефону. Фоном беседы служит шум столицы.
— Неужели так обязательно переезжать в Москву, если сейчас кино, в принципе, можно снимать везде? — спрашиваю у режиссёра.
— Смотри: техника, конечно, сейчас достигла высокого уровня, однако инфраструктуры процесса по-прежнему не существует как класса. Экономическая система не позволяет заниматься игровым постановочным кино, а также телевидением на полном серьёзе в регионах. Если ты хочешь снимать маленькие проекты, небольшие фильмики, то это всё это, разумеется, можно делать на нормальном уровне и в Челябинске. Однако если ты хочешь делать что-то серьёзное — например, полнометражное кино или сериалы — то там это сделать не получится. Главная причина: нет денег и нет людей. Когда мы снимали клип «Киносеанс» для ЭмСи Кора и Улисса, в съёмочной группе у нас было… ну человек десять. Даже, по-моему, меньше. Притом, что для таких съёмок нужно человек 45 минимум. Постановочные съёмки включают в себя огромное количество нюансов, плюс штат профессиональных специалистов, каждый из которых занимается своим аспектом деятельности: кто-то следит за костюмами, кто-то – за гримом, кто-то – за склейками, а кто-то за сценарием.
— Получается в провинции, за неимением большого количества кадров, одному человеку приходится исполнять роль человека-оркестра?
— Да. Если ты хочешь снимать, ты должен быть человеком-оркестром. И по факту — большинство ребят так и делают. Они и операторы, и монтажёры, и режиссёры… При этом за свою работу ты получаешь маленькие деньги, которых тебе не хватает на жизнь. Понимая при этом, что в другом месте ты мог бы делать только то, что должен, и получать при этом значительно больше.
— Однако всё-таки есть примеры «копеечных» блокбастеров. Вон, те же «Монстры» Гарета Эдвардса в прошлом году выстрелили.
— О’кей, если пройдёт несколько лет и мне не удастся, за не имением серьёзного бюджета, запуститься со своей полнометражкой, то тогда я поеду в провинцию и сниму её на цифру там. Но я это сделаю только от безысходности, когда уже совсем ничего не будет получаться. А сейчас всё-таки есть ощущение, что это реально. Надо просто подходить к продюсерам со своими проектам, ведь таких людей — продюсеров и генеральных продюсеров — много.
— И всё-таки, если говорить о самодеятельных блокбастерах, нельзя также не упомянуть и российский пример: омский режиссёр Максим Дьячук около пяти лет рисовал спецэффекты для своего фильма «Споры» (на 11 ноября назначена премьера картины, хотя о широком прокате речи, вроде бы, не идёт. — Прим. авт.).
— Максим — молодец. То, чем он занимается, требует огромных усилий. Но всё же, мне кажется, что это усилие неподъёмное. Это замах на рубль, но своими силами он тянет только на копейку. Потому что на съёмках таких фильмов в Голливуде работают сотни людей — си-джи-ай специалисты, супервайзеры и так далее. Один план, грубо говоря, рисует отдел из 40 человек. А тут один человек на компе. Что из этого получится? Я не знаю. Дай бог, чтобы в фильме был хороший сценарий, а не только замороченные спецэффекты. Плюс плохо, если у этой картины не будет никакой дистрибьюции. Тогда у неё не будет рекламной кампании и широкого проката. Однако, я всё же надеюсь, что Максим выстрелит с этим фильмом. Потому что это реально подвиг — сделать такое.
— Напоследок расскажи, чем сейчас занимаешься в Москве.
— Я сейчас прохожу стажировку. Поработал немного вторым режиссёром на сериале «Универ». Общаюсь с разными людьми, пытаюсь решить, что буду делать дальше. Моё главное впечатление от Москвы? В Челябинске ты обычно постоянно сидишь на месте и не знаешь чем заняться. Потому что никто ничего не делает. Ничего не происходит. Нет никаких проектов. Если есть какие-то заказы, дай бог, чтобы бюджета этого заказа хватило на то, что арендовать камеру, рельсы для камеры, оператору заплатить и так далее. Знаешь, это всё равно, что пытаться научиться стать профессиональным пловцом, живя у болота. Серьёзно. Ты не можешь в болоте развернуться, проплыть стометровку, тебя тянет вниз. И тут, переезжаю в столицу, ты попадаешь в бассейн, где всё достаточно организовано и где очень много таких же, как ты, людей. Ты пытаешься устроиться здесь, пытаешься устроиться там. И хотя бывает, что не получается, но понимаешь, что ещё есть огромное количество вариантов. В Москве очень много разных проектов, это и кино, и сериалы, и реклама. И если ты задашься целью, то не останешься без дела. В Челябинске же, если ты хочешь быть режиссёром, ты должен сам генерировать проекты.
— Но, согласись, это тоже неплохой опыт.
— Согласен. Когда я работал режиссёром в Челябинске, много чего понял. Например, сейчас, когда общаюсь с людьми, которые снимали полнометражное кино, у меня нет ощущения, что они делали что-то такое, чего я не понимаю. Я в теме всего того, о чём они говорят. Это была очень хорошая школа!
Фото — Лев Кораблёв
Джон Гальянов …еще материалы этого автора