Вчера днем в актовом зале Торгово-промышленной палаты Челябинской области проходил самый настоящий краш-тест. Автомобили о стенку на скорости не грохали, но изначальная суть была примерно та же.
Как известно, изобретателями-инноваторами-Кулибиными земля южноуральская весьма богата. И одна из главных проблем региона (да и всей страны) – ну вот никак не удается скрестить трепетную лань изобретений и инноваций с суровым конем-тяжеловозом инвестиционного процесса.
Агентство регионального развития Челябинской области, региональная торгово-промышленная палата и Ассоциация выпускников президентской программы решили попробовать разорвать порочный круг. Для этого пригласили в помощь соседей-свердловчан, у которых вот уже два года действует структура с названием «Инфрастурктурный ХАБ», через который проходят почти все инновационные разработки, и которая так или иначе способствует тем или иным мерам государственной поддержки наиболее интересных задумок и разработок. Свердловчане проводят специальные краш-тесты для инновационных проектов уже два года, и, по их уверениям, небезуспешно.
Формат действа отдаленно напоминал реалити-шоу «Капитал», бывшее в эфире несколько лет назад на канале ТНТ. И там, и здесь инициатор проекта выходил на трибуну, в течении небольшого времени презентовал свою идею и планы, отвечал на жесткие и острые вопросы специально приглашенных экспертов, после чего те выносят свой вердикт.
Желающих представить вниманию компетентного жюри свои проекты оказалось предостаточно. Только в предварительном списке числился 21 проект, но в последний момент приходили и заявлялись все новые и новые инноваторы, чем повергли в радостный, но все же шок организаторов: даже если выделять на изучение каждого проекта пять минут, это ж к ночи не закончить.
Тем более что уложиться в отведенное время для большинства кандидатов оказалось просто нереально. И дело не только в том, что южноуральские инноваторы-изобретатели просто не умеют или не обучены говорить быстро, ясно, кратко, четко. Просто уровень задумок, мыслей, идей иногда был столь уникален, что просто требовал деталей и подробностей.
Проекты были крайне разнообразны, как по сферам деятельности, так и по цене – от автоматизации деятельности ресторана с помощью мобильных устройств за миллион рублей до строительства горнолыжно-курортной зоны на отвалах Коркинского угольного разреза за 2,4 миллиарда.
Первым к трибуне должен был выйти молодой человек, рискнувший создать туристическое приложение «Челябинская область» для мобильных устройств, работающих на платформе Apple или операционной системе Android (то есть для большинства современных смартфонов), и заявивший о желании найти на эту благородную для имиджа региона цель миллион рублей.
– Ой, а я еще презентацию не доделал, – заявил вызванный было к доске, то есть к трибуне, парень. – Еще минут пять можно?
Инноваторы-программисты порой такие несобранные. Что делать, творческие личности…
В итоге на защиту проекта вышел Раис Халиуллин – крепкий мужик лет пятидесяти, с виду классический советский инженер-производственник: его руки были явно рабочими, костюм – серым и недорогим, а водолазка – времен его студенческой молодости.
Замысел кандидата был достаточно прост и понятен: создать производство индустриальных масел и смазок, в том числе через утилизацию и регенерацию масел, уже отработавших свой срок на промышленных (в основном металлургических) предприятиях.
Экологично? Безусловно. Технологично? О, да. К тому же есть и часть производственной базы, и даже потенциальный инвестор – итальянская компания, которая уже долгое время аккурат через Раиса Халиуллина продает на Южном Урале свои промышленные масла. Надо только 90 миллионов рублей на все про все. Их у инноватора, понятно, нет. За ними и пришел.
Сразу же стало понятно, что вопросы экспертов и ответы кандидатов почти всегда будут скорее напоминать диалог слепого с глухим. Изобретатели почти всегда говорят про уникальные материалы, продукты, технологии, пользу, которую принесет человечеству их идея. Эксперты же хотят прежде прочего услышать про финансовую модель, рентабельность, сроки окупаемости, правильно «упакованный» бизнес-план, объемы рынков, защищенность интеллектуальной собственности. И тех и других можно понять, но вот им самим понять друг друга ой как непросто.
Возможно, самый яркий пример этому – совершенно уникальный проект «Разработка технологии и организация промышленного выпуска корундовых имплантатов», причем самых разных – от зубных протезов до позвоночных, тазобедренных или мелких суставов кисти.
– Мы это задумали, основываясь на опыте военно-полевой хирургии, – начал один из трех сурового вида мужчин, вышедших вместе на защиту проекта, словно на последний бой.
Из дальнейшей его, местами сбивчивой от волнения, речи, стало ясно, что мужики предлагают настоящую революцию в медицине. В отличие от металлических или металлокерамических имплантатов, установка которых на месте потерянных, (скажем, от минно-взрывной травмы), костей конечности, болезненна и порой требует не одной операции, корундовые прекрасно вживляются в организм и не требуют последующей замены или удаления. В итоге процесс восстановления после тяжелых травм и увечий проходит куда быстрее и результативнее.
Более того, есть и опытные образцы, и примеры успешных операций в военных госпиталях, пусть и сделанных на практически полулегальных основаниях – клинические испытания так закончить и не удалось. Для того, чтобы организовать выпуск корундовых имплантатов, нужно около 11 миллионов «условных единиц».
– А какова потребность в изделиях? Вы считали объем рынка? А как вы проведете клинические испытания? А есть ли патент? У вас есть предприятие, имеющее выручку, достаточную, чтобы покрывать проценты по кредитам? Или вы рассчитываете на проектное финансирование? Вам нужен российский рынок или зарубежный?, – звучали все новые вопросы от экспертов.
Что могли ответить мужики-изобретатели? Что деньги нужны для закупки оборудования, а без него даже образцов для клинических испытаний не сделать. Что потребность считали приблизительно, основываясь на данных о количестве операций подобного рода в клиниках Южного Урала и экстраполируя их на всю страну. Что помочь готовы, конечно, больным всей планеты, но хотелось бы сначала россиянам…
Конечно, среди заявок было и откровенное фуфло. На мой личный взгляд, таким был проект по оснащению школьных классов особой стереоаппаратурой для просмотра специальных трехмерных фильмов. При этом стоимость комплекса от 3,5 до 5 миллионов рублей, а купить отдельно аппаратуру или отдельно фильмы нельзя – только в комплекте, столь они «уникальны». Все это сильно смахивало на конъюнктурщину, рассчитанную на «освоение» госбюджета в рамках «модернизации образования». К тому же в образовательном процессе роль технологий хоть и велика, но роль учителя пока все же куда выше. А хороший педагог способен объяснить ученикам, что к чему, даже если в его распоряжении лишь песок на пляже и палочка. Справлялись же с этим Платон и Пифагор…
Впрочем, наличие фуфла среди алмазов даже обязательно. Для наглядности, так сказать.
Напомню, формат происходящего напоминал реалити-шоу «Капитал». Разница была лишь одна, но самая принципиальная. В роли экспертов на телешоу были реальные бизнесмены, создавшие с нуля собственные бизнес-империи: основатель «Евросети» Евгений Чичваркин (тогда еще совсем не опальный эмигрант), глава крупнейшей инвестиционной компании «Тройка диалог» Павел Теплухин, создатель собственного бренда и производства качественного российского шоколада «Коркунов» Андрей Коркунов и им подобные фигуры. И если им проект действительно нравился, то по условиям шоу бизнесмены должны были вложить в него свои личные деньги.
На вчерашнем же краш-тесте экспертами выступали представители Агентства регионального развития, Главного экспертного управления Правительства области, девушка из отдела инвестиционных проектов и стратегического развития (ух, как смачно звучит-то) администрации Магнитогорска, плюс свердловчане из ХАБа и прочих подобных структур. То есть – либо чиновники среднего уровня, не принимающие ключевых, в том числе финансовых и политических решений, либо профессиональные посредники-коммуникаторы, которые годны разве что на поиск кого-то еще, но никак не на самостоятельные действия.
Оттого и вердикты, звучавшие из уст экспертного жюри, частенько напоминали что-то из репертуара Капитана Очевидность.
– Вам нужен стратегический инвестор.
Конечно нужен, ведь речь идет о проекте горнолыжного курорта стоимостью в 2,5 миллиарда, а у инициатора – лишь 120 гектаров земли в аренде, да идея, описанная в красочном ролике.
– Вам бы в Сколково заявиться…
Ну, а куда ж еще? Только и именно в Сколково. Правда, там пока есть лишь одно здание конференц-центра, в котором время от времени об инновациях и модернизации говорит Дмитрий Медведев… Словом, лучше бы в баню послали.
– Подайте заявку к нам на конкурс инновационных проектов. Если выиграете, мы поможем написать бизнес-план…
А это что, не конкурс был? А тогда что?
– Мы уже знаем об этом проекте несколько месяцев, он у нас на контроле…
И что толку, что на контроле? Людям не контроль, а помощь нужна. Или отказ в ней, пусть жесткий, но хотя бы честный.
Сама идея публичной защиты инновационных в частности и бизнес-проектов в целом не безнадежна, скорее даже наоборот. И вчерашний первый блин получился совсем не комом. Но пока в качестве экспертов не будут выступать не ничего не решающие люди, а прямо как в телешоу – матерые, опытные бизнесмены, готовые, если увидят достойную идею, вложить в нее свои деньги, толку от таких краш-тестов будет ровно столько же, сколько от экспериментов троицы англичан из другого телешоу – Top gear. Веселые парни из BBC способны на коленке сделать из обычного автомобиля амфибию или локомотив для поезда, и даже относительно успешно испытать их, но в реальной жизни это все равно совершенно неприменимо, поскольку бесполезно.