06.05.2011 | Мельников Александр |
Удивительные события, случившиеся в местной политической жизни в конце апреля–начале мая, уже получили устойчивое обозначение – весеннее обострение у единороссов. Столь обидная реакция общественности вполне естественна. Если хорошо знакомый персонаж вдруг начинает публично совершать поступки странные, нелогичные, ему категорически не свойственные, мы всегда инстинктивно стремимся дать этому самое простое объяснение.
Можно, конечно, предположить, что отдельных представителей партии власти на Южном Урале внезапно обуяла тяга к западным демократическим ценностями и радикальным общественным реформам. Но от такого допущения и самому недолго свихнуться. А вот версия, что герои свежих новостей, как люди с чересчур подвижной и восприимчивой психикой, неадекватно реагируют на сезонную смену биоритмов и поэтому выписывают политические кренделя, легко укладывается в голове.
Конечно, у члена регионального политсовета «Единой России» и председателя Союза журналистов Челябинской области Владислава Писанова в последнее время возникли куда более серьезные поводы для душевного волнения, чем обычное набухание почек на деревьях. При бывшем главе региона Сумине и руководителе исполкома «ЕР» Козлове он был большим человеком. Правда, подопечные журналисты, те что из породы вечно притесняемых правдорубов, своего областного начальника все чаще недобрым словом поминали – мол, своих не защищает, не за свободу слова стоит, а перед начальством прогибается. Так ведь, когда с властью очень сытные отношения установлены, стоит ли о подобных пустяках тревожиться…
Беда пришла нежданно-негаданно, со сменой власти в регионе. Стать за минувший год близким к команде действующего губернатора (очевидцы говорят, В. Писанов очень–очень старательно пытался это сделать) не удалось. Напротив, новые политические хозяева поставили под сомнение и его профессиональные таланты. Как следствие, у Писанова началась черная полоса в трудовой биографии. Лакомые заказы на издание многообразных депутатских и партийных СМИ отобрали. Кресла главы Союза и хозяина Дома журналистов предательски закачались…
Положа руку на сердце, история рядовая. Победители делят посты и заказы, проигравшие утирают сопли и расстаются с некоторыми благами. Поскольку и те, и другие – соратники по одной партии власти, проигравшие, как правило, уходят тихо, чуть ли не с благодарностями. Всем, кто играет в эту игру, ее правила хорошо известны. Тем удивительнее реакция Писанова, который правила нагло нарушил и не просто тишину потревожил, а взорвал настоящую информационную бомбу.
Создав в интернете клон официального сайта регионального отделения партии власти — «Единая России без жуликов и воров» со скандальным содержанием, заявив об отсутствии свободной прессы в Челябинской области, обвинив местную «ЕР» в неприглядном приватном торге и в частности в том, что она чуть ли не заставила его отказаться от мандата депутата ЗСО: всем этим Писанов бросил вызов Юревичу, Мякушу и прочим руководителям; вытащил конфликт на федеральный уровень; примерил одежку непримиримого борца за демократию и гласность.
О том, что местные начальники по итогам этой истории себе имиджевых плюсов не заработали – и говорить не приходится. Переживут, конечно. Только вот что-то осадочек от всяких неприятных для властей региона историй стал быстро накапливаться. До критической массы еще далеко, но тенденция должна бы уже насторожить.
Решительная метаморфоза вряд ли пойдет впрок и репутации самого Писанова. Сейчас он более всего напоминает хронического алкоголика, который, не успев толком завязать, решительно двинулся в передовые отряды общества трезвости. Вот как к подобному индивиду можно относиться? Только ухмыльнуться, покрутить пальцем у виска да съязвить про весеннее обострение…
Чудесные политические новости в эти же дни приходили еще и из Миасса. Представляете себе: кандидат-единоросс Валерий Карпунин не смог набрать нужное число голосов, чтобы стать вице-спикером городского парламента. И это при том, что 21 из 23 голосовавших депутатов — его коллеги по партии власти! В том же Миассе представители профсоюзов, коммунистов и радикальной оппозиции объединенными усилиями провели Первомай под лозунгами: «ЕдРо – в ведро!», «Крысы должны уйти!», «Любимую» партию – за 101 км!», «Долой Единую партию жуликов и воров!». И тут, заметьте, как и в истории с тов. Писановым, альтернатива остается прежней. Либо мы говорим о весеннем обострении, либо – о расцвете миасской демократии…
Конечно, природа всех этих демократических всплесков хороша знакома и легко объяснима. В случае с Миассом, город не первый год сотрясает ожесточённая внутриэлитная борьба. Утихомирить воюющие стороны, а точнее добиться победы одной из них, пока не в силах и областная власть. Губернатор Юревич давно уж поставил там наместником своего сити-менеджера. Вице-губернатор Грачёв также давно красочно живописал будущее миасских раскольников знаменитым призывом «Давить гадину!». Однако гадина не додавливается, а местная политическая жизнь дарит всё новые, непривычные современному россиянину сюжеты.
Практика же показывает, что свою особую (суверенную, например) демократию у нас очень любят, когда все сильные игроки в меру довольны имеющимся у них доступом к кормушке. Тогда: тишь, гладь, всем дружно голосовать, народу слова не давать. Но стоит лишь кого-то от кормушки отлучить, или же стоит двум влиятельным и хотя бы относительно сопоставимым по силам группам чего-то не поделить, как сразу они вспоминают об инструментах демократии классической. И глава союза журналистов немедля начинает радеть о свободе СМИ. И городское собрание сразу оказывается всё же местом для дискуссий. И привычно слащаво-официозный Первомай вдруг наполняется жёсткими лозунгами на злобу дня.
Впрочем, истинная подоплека подобных демократических обострений меньше всего должна волновать рядовых граждан, которые из этого могут извлекать неплохие дивиденды. Ведь в ходе той, пусть и не совсем праведной борьбы, приобретают серьезное общественное звучание по-настоящему важные темы. Да и представители власти начинают действовать с оглядкой, чтобы не давать лишнего повода буйным корыстным разоблачителям.
Так что, не отрывая читателей от непрерывных застолий первой декады мая, закончу свою мысль тостом: «За обострения, товарищи! Не чокаясь…»