Есть бородатый анекдот, который на разные лады рассказывают уже десятилетия, однако он не теряет своей актуальности. Про то, как товарищ Сталин предложил членам Политбюро, во-первых, расстрелять две трети делегатов очередного партийного съезда и, во-вторых, перекрасить Мавзолей в зелёный цвет. Когда раздался хор удивлённых голосов — зачем же Мавзолей в зелёный? — он резонно заметил: «Так и знал, что по первому вопросу возражений не будет».
Затрудняюсь предположить, сколько в нынешнем составе Законодательного собрания области работает искренних поклонников реального Сталина — отца народов и эффективного менеджера, но приемами хитроватого персонажа анекдотов наше парламентское большинство пользуется охотно, даже не затрудняя себя творческой переработкой идеи.
Примером тому служит региональный закон о такси, за который депутаты взялись после принятия соответствующего федерального закона. Уточню: весьма неоднозначно встреченного общественностью федерального закона. Ведь все перевозчики должны теперь новое особое разрешение на каждую машину получить, автомобили в собственности иметь, таксометры установить и еще много чего сделать. Словом, сплошная головная боль и расходы, расходы, расходы. Владельцы компаний-перевозчиков не скрывают, да граждане и сами догадываются, что все финансовое бремя перенесут на клиентов — немедленно вырастет стоимость поездки на такси.
Тут бы депутаты ЗСО могли завести серьезный разговор — каким образом и порядок на рынке такси навести, и в карман к населению лишний раз не залезть? Глядишь, обратились бы к опыту других регионов. Вот, в Алтайском крае уже определились, что пресловутые разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси будут выдавать бесплатно.
Ну наши-то руководители не дураки от лишних денег отказываться. Если верить автору закона о такси депутату Самсонову, планируют за каждую такую бумажку в пределах 2,5-3 тысяч рублей собирать. Дорог нынче в Челябинской области дополнительный документооборот и труд чиновников. И в целом неблагодарная это работа — сложные вопросы всеобъемлюще решать.
Куда проще и выгоднее — как в анекдоте. Поэтому в изначальный вариант областного законопроекта вставили требование: все машины отныне должны быть желтого цвета! Сработало безотказно. Прочие темы отошли на второй план. Народ загудел, словно те члены Политбюро: как, зачем? Но наступил период второго-третьего чтений и последовало торжественное объявление: перекрашивать в жёлтый такси не будут! Ура, товарищи. Очень смешно.
В челябинском управлении здравоохранения тоже сидят люди находчивые и веселые. Когда депутаты гордумы (понятно, следуя заданному губернатором вектору) в очередной раз взялись за изучение проблемы очередей в поликлиниках, чиновники от медицины открыли им глаза на главный источник бед — во всем виноваты журналисты. Это они лепят в СМИ отвратительный образ медиков. В результате зомбированные акулами пера выпускники медакадемий отказываются работать по специальности, возникает кадровый дефицит, из-за которого образуются очереди.
Конечно, выстроить такую смешную логическую цепочку легче, чем, например, запустить единую систему «Электронная регистратура». Кстати, по поводу этой системы наши медицинские деятели тоже замечательно рассудили. Они, видите ли, провели исследование и вычислили, что даже при полном технологическом перевооружении проблема очередей не решится. Простите, а чего тут исследовать и умничать? Вы «Электронную регистратуру» нормально внедрите, персонал весь имеющийся грамотным действиям до автоматизма обучите, а там уж разберемся, насколько уменьшились очереди, и стоит ли принять дополнительные меры. Например, строго спросить с журналюг за их подрывную деятельность.
Медики ведь в своих публичных претензиях к СМИ не оригинальны. Как известно из прежних выступлений, СМИ у нас несут ответственность и за проблемы представителей других профессий. Именно они порочат образ военных и полицейских, юристов и бизнесменов, футбольных судей и директоров школ.
И что самое интересное, всякий авторитетно скажет, что независимых СМИ у нас нет. Все они подконтрольные, находятся на ручном управлении, каждое слово согласовывают. Федеральные — в президентских кабинетах, местные — в губернаторских. Тогда получается, имиджевую атаку на тех же медиков организовали Медведев с Юревичем. Сами науськивают журналистов, чтобы потом вызывать к себе на ковер фигурантов критических репортажей. Зачем? Наверное, шутки у них такие…
А вот свежий комментарий главы областного Минстроя Виктора Тупикина я бы отнес к категории ураганного юмора. Реагировал он на недавнее заявление Путина, что тарифы ЖКХ в январе следующего года повышаться не будут. Наш местечковый министр резонно отметил, что Путин говорил только о тарифах на газ и электроэнергию. Значит, тарифы на жилищные услуги (допустим, за мытье подъезда) управляющие компании могут и поднять. А теперь, внимание: «Если жильцы хотят получать более высокий уровень обслуживания, то придется платить больше», — подытожил чиновник.
Конечно, тов. Тупикин не знает, что любые проверки выявляют гигантские злоупотребления управляющих компаний, беспредельное повсеместное завышение тарифов, несоответствие размеров коммунальных платежей качеству оказываемых услуг. Не предполагает, что рядовые бойцы ЖКХ получают гроши, а все заложенные в квитанции прибыли идут на откорм все более жиреющих баронов УК. Он предпочитает ничего подобного не видеть, не слышать и не помнить, анонсируя новый виток цен, якобы оправданный повышением качества.
Как вам такая шуточка? Не очень?! А вы пройдитесь по домам и расскажите первым встречным жильцам про «повышение качества услуг ЖКХ». Уверяю, смех будет громким и долгим. Правда, истеричным.
Что объединяет всех перечисленных юмористов, так это мотивация — стремление защитить или хотя бы оправдать существующее положение дел. Но есть среди наших чиновников и люди, готовые расходовать свой талант бескорыстно. По предложению депутата гордумы Басковой сколотили они театральную труппу. «Ревизор» ставят. Кто-то скажет: неслыханный цинизм, сами своими же пороками бравируют. А я не соглашусь. Мне кажется, это очень удачный пример адекватной самоиронии.
Как видите, чувство юмора у всех разное. Что одному кажется смешным, другого приводит в бешенство, а третий вообще воспринимает это всерьез. Так и живем…