20.10.2011, 10:27
текст: Василий Трунов
- Версия для печати
- Вставить в блог
Мой дедушка, наверное, последний настоящий коммунист. Он закален партийными съездами, партийными цифрами и вдалбливанием идеологии. Он и есть идеология. На таких, как он, держался Союз.
Две недели назад дедушку положили в кардиологию. Я далеко не примерный внук, но навестил. Мы сидели на потрепанной коричневой кушетке и болтали о лечении, о семье, о работе, о мелочах. И когда говорить стало не о чем, когда унылая атмосфера капельниц и уколов начала давить, дедушка заговорил о политике. Заговорил о том, что страну вконец разворовали, что тот – преступник, этот – лжец, и верить больше не во что. Старые песни о главном.
Когда я уже начал уходить в мысли о своем, дедушка огорошил. Он сказал, что до сих пор хранит партбилет и хочет, чтобы его похоронили вместе с ним. Потому что там, «наверху», когда апостол Петр встретит его у врат рая, у дедушки будет выбор – идти в рай или вступить в партию. И он, естественно, выберет второе. Может быть дедушка и шутил. Но скорее всего, он до последнего вздоха будет верен своим идеалам. Такие заслуживают уважения. Таких мало.
Мы недавно беседовали с Захаром Прилепиным. Это известный писатель, оппозиционер, тот самый, который спрашивал Путина о Тимченко и «Транснефти». Прилепин тоже говорил о политическом безверии, а еще о потере больших идеалов – вроде родины, чести и стремлении к светлому будущему. Правда, сам он, судя по его речам, идеалы не потерял и веру не утратил. Писатель верит в правосознательное общество, в проект «Армия Навального», в некое накопление смыслов… Когда смысла станет слишком много, у нас, видимо, откроется третий глаз, мы прозреем, «бочка» лопнет и захочется действовать.
Вот ведь какая штука. Этой бесснежной осенью в концертном Челябинске проваливаются именно те, кто аудитории истину разжевывает, а смыслы по полочкам общественного сознания раскладывает. Отменяются концерты свободолюбивого Познера и читающего стихи на злобу дня Ефремова. Все плохо с продажами у Охлобыстина, который разносит по стране «Доктрину 77». Люди почему-то не покупают билеты, не хотят голосовать за них рублем. Люди идут на Ваенгу, на Лепса, на Михайлова, чтобы развеяться и послушать пост-шансоновые урбанистические баллады.
Молодежь же тянется к модному культурному явлению – оппозиционному рэпу. К уже другим «песням протеста» в исполнении икон уже своего времени – Басты, Noize MC и 25/17. Артистов, которые превратились в героев поколения ― потому что не подмочили репутацию, завоевали авторитет «правдой» или стали мучениками. Как Ваня Нойз, получивший 10 суток, за то что публично послал оборзевших полицейских. Настоящий борец за свободу должен пострадать от системы. Так же, как настоящий рок-н-рольщик должен умереть от передозировки. Проверено историей.
Кроме того, выше перечисленным артистам идеально удается вписаться в тренд. Они, конечно, костерят «прогнившую систему», позорят «коррумпированную власть», но при этом остаются в сегменте развлечений. Под их песни можно попеть, потанцевать и выпить пивка. Под стихи Ефремова и занимательные рассуждения Познера пивка не выпьешь. Это выше. Тут анализировать надо, политику обсуждать, голову забивать мыслями о судьбах России. Вечером после работы. Да еще и оплачивать недешевые билеты.
Современный протест больше не вписывается в формулу – «мы говорим то, о чем другие думают, но боятся сказать вслух». Теперь это «то, что от тебя хотят услышать массы, потому что сами об этом говорят и желают еще раз извне подтвердить свою точку зрения». Современный протест – модная индустрия. Это товар, который можно монетизировать. Но для этого он должен одинаково хорошо и развлекать и заставлять задуматься.